ИПУ РАН

82372

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Доклад

Название: 

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МОНИТОРИНГА СРЕДНЕЙ И МЕДИАННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РОССИИ

ISBN/ISSN: 

978-5-91450-283-3

Наименование конференции: 

  • 18-я Международная конференция «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва)

Наименование источника: 

  • Труды 18-й Международной конференции "Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва)

Обозначение и номер тома: 

Т.1

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

1090-1095
Аннотация
Abstract—In order to clarify socially significant aspects in managing the development of large-scale educational systems in Russia, a computing system for monitoring the salaries of university teachers has been developed. Differential calculations are given for calculating annual threshold salary coefficients according to the specification (positions) of teachers (assistant, associate professor, etc.) of a hypothetical Moscow university. A functional diagram of an analog device for calculating the threshold wage coefficient according to the minimum wage is presented.

Библиографическая ссылка: 

Русяева Е.Ю., Ахобадзе Г.Н. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ МОНИТОРИНГА СРЕДНЕЙ И МЕДИАННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РОССИИ / Труды 18-й Международной конференции "Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва). М.: ИПУ РАН, 2025. Т.1. С. 1090-1095.

82353

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Доклад

Название: 

ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

978-5-91450-283-3

Наименование конференции: 

  • 18-я Международная конференция «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва)

Наименование источника: 

  • Труды 18-й Международной конференции "Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва)

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

573-580
Аннотация
Авторами представлена разработанная методика оценки финансового риска при осуществлении различных операций на финансовом рынке. Методика основана на совместном использовании методов нечеткой логики и эконометрики. Используя данную методику, можно определять параметры, которые в наибольшей степени влияют на величину уровня финансового риска.

Библиографическая ссылка: 

Козлов А.Д., Нога Н.Л., Смирнов М.В. ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ / Труды 18-й Международной конференции "Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD'2025, Москва). М.: ИПУ РАН, 2025. С. 573-580.

82315

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Численный метод решения задачи быстродействия для линейных нестационарных дискретных систем общего вида

ISBN/ISSN: 

0005-2310

DOI: 

10.31857/S0005231025110018

Наименование источника: 

  • Автоматика и телемеханика

Обозначение и номер тома: 

№ 11

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

3-34
Аннотация
Построена программно реализуемая численная процедура решения задачи быстродействия для линейных дискретных систем с произвольными переменными матрицами системы и выпуклыми множествами геометрических ограничений на управление. Доказана сходимость выстраиваемой алгоритмом последовательности процессов управления к решению задачи. Эффективность продемонстрирована на ряде примеров.

Библиографическая ссылка: 

Ибрагимов Д.Н., Царьков К.А. Численный метод решения задачи быстродействия для линейных нестационарных дискретных систем общего вида // Автоматика и телемеханика. 2025. № 11. С. 3-34.

82314

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Исследование переходного режима работы трехфазной системы массового обслуживания с общим буфером

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

1819-2440

Наименование источника: 

  • Управление большими системами

Обозначение и номер тома: 

вып. 117

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

52-73
Аннотация
Исследованы нестационарные характеристики производительности трехфазной системы массового обслуживания с пуассоновским входным потоком, экспоненциально распределенным временем обслуживания на всех фазах и ограничением на суммарный размер общего буфера. Записана система дифференциальных уравнений Колмогорова с использованием специально введенных функций, учитывающих закономерности функционирования системы. Для решения системы уравнений использован метод матрицы преобразования вероятностей. Получены выражения для нахождения вероятности потерь и производительности системы. В качестве примера рассмотрена система с размером буфера, равного трем. Исследована длительность переходного режима в зависимости от соотношений интенсивностей обслуживания на отдельных фазах обслуживания. Сделан вывод, что наибольшее влияние на длительность переходного режима оказывают интенсивности обслуживания на первой и второй фазах. Проанализированы зависимости максимальных значений нестационарной вероятности потерь и соответствующих стационарных вероятностей для различных значений интенсивностей обслуживания. Анализ характеристик производительности системы проведен для параметров, соответствующих современным оптическим сетям. Полученные выводы представляют интерес для проектирования высокопроизводительных вычислительных систем.

Библиографическая ссылка: 

Вытовтов К.А., Барабанова Е.А., Шабанова Е.В. Исследование переходного режима работы трехфазной системы массового обслуживания с общим буфером // Управление большими системами. 2025. вып. 117. С. 52-73.

82251

Автор(ы): 

Автор(ов): 

4

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Verification of Scenario Models: Technology Analysis

ISBN/ISSN: 

2782-2427

Наименование источника: 

  • Control Sciences

Обозначение и номер тома: 

№ 5

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

21-40
Аннотация
This paper is devoted to methodological problems of increasing the efficiency of the scenario approach in the processes of planning and managing the development of social and eco-nomic systems under uncertainty. Ways to improve the adequacy of simulation models based on the mathematical language of functional digraphs, used to form and analyze alternative scenarios for the evolution of problem situations, are presented. Mechanisms for analyzing a subject area and designing a problem situation passport are considered. The resulting part of this passport con-tains a problem statement and an initial scenario model based on coordinated expert assessments. To improve the adequacy of the basic simulation model yielded by the program-analytical com-plex of scenario modeling, the idea is to use verification testing mechanisms. They are intended to diagnose and isolate errors in determining the set of model factors and the properties of their rela-tions, as well as to correct the errors by adjusting the model structure. Based on the concept of a typical verification testing scheme introduced below, methods for assessing the efficiency of veri-fication procedures (the probability of no errors and the testing time) are developed. To improve the quality of scenarios generated and evolution models of problem situations, a scenario-event approach is proposed. This approach implements a transition from a real-valued phase space re-flecting changes in the values of factors of a scenario simulation model to an event space. The approach proposed expands the capabilities to analyze the processes and problem situations in qualitative terms, assess the correct realization of causal inter-factor and inter-model relations, and analyze the consistency of the modeling results on a set of identifiable events. Some exam-ples are provided to illustrate the practical use of the above approaches, methods, and technolo-gies in solving several application-oriented problems of managing the sustainable and safe devel-opment of complex socio-economic systems.

Библиографическая ссылка: 

Шульц В.Л., Чернов И.В., Шелков А.Б., Богатырева Л.В. Verification of Scenario Models: Technology Analysis // Control Sciences. 2025. № 5. С. 21-40.

82228

Автор(ы): 

Автор(ов): 

1

Параметры публикации

Тип публикации: 

Доклад

Название: 

Исследование эффективности алгоритма роя частиц при организации вычислений в распределенных киберфизических системах

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

978-5-91450-276-5

Наименование конференции: 

  • 14-е Всероссийское совещание по проблемам управления (ВСПУ-2024)

Наименование источника: 

  • Труды 14-го Всероссийского совещания по проблемам управления (ВСПУ-2024)

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2024

Страницы: 

1166-1170
Аннотация
В рамках данного исследования была проведена оценка эффективности алгоритма роя частиц при оптимизации распределенных вычислений в киберфизических системах. Анализируются использование алгоритма роя частиц для оптимизации распределения связанных задач на гетерогенной сети. Результаты эксперимента показали, что алгоритм PSO способствует значительному улучшению значений целевой функции по сравнению с результатами случайного поиска при различных уровнях ограничений на количество вызовов целевой функции. Кроме того, выявлена вариативность скорости сходимости алгоритма роя частиц, что подчеркивает важность тщательной настройки его параметров для достижения оптимальных результатов в конкретных условиях задачи распределенных вычислений в киберфизических системах. Таким образом, данное исследование подтверждает перспективность и потенциал использования алгоритма роя частиц в контексте распределенных вычислений в киберфизических системах, при этом акцентируя важность корректной настройки его параметров для достижения оптимальной эффективности в конкретных условиях задачи.

Библиографическая ссылка: 

Баринов А.А. Исследование эффективности алгоритма роя частиц при организации вычислений в распределенных киберфизических системах / Труды 14-го Всероссийского совещания по проблемам управления (ВСПУ-2024). М.: ИПУ РАН, 2024. С. 1166-1170.

82202

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПУТНИКОВЫХ ПРИЕМНИКОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО КЛАССА ТОЧНОСТИ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СНЕЖНОМУ ПОКРОВУ

ISBN/ISSN: 

1992-7185

DOI: 

10.24412/1992-7185-2025-2-68-75

Наименование источника: 

  • Датчики и Системы

Обозначение и номер тома: 

№ 2

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

68-75
Аннотация
Рассмотрен подход к идентификации моделей движения транспортных средств по поверхности с изменяемыми в процессе движения подвижного объекта характеристиками, такими, например, как снежный покров, на основе спутниковых приемников (сенсоров) геодезического класса точности. Для примера представлено исследование режимов движения экспериментального электрического снегохода одноколейной компоновки — так называемого снегоцикла. Предложена схема размещения сенсоров для корректной постобработки данных. На основе полученных в ходе натурных испытаний данных показаны особенности динамики данного подвижного механического объекта в сравнении с движением по жестким поверхностям типа дорожного полотна; актуальность применения высокоточных систем геодезического класса точности для оценивания позиции и ориентации снегоцикла, а также невозможность применения простых моделей динамики из близких областей. Предложено дальнейшее развитие данного подхода к идентификации моделей подвижных объектов.

Библиографическая ссылка: 

Морозов Ю.В., Коргин Н.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПУТНИКОВЫХ ПРИЕМНИКОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО КЛАССА ТОЧНОСТИ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СНЕЖНОМУ ПОКРОВУ // Датчики и Системы. 2025. № 2. С. 68-75.

82199

Автор(ы): 

Автор(ов): 

11

Обложка: 

Параметры публикации

Тип публикации: 

Книга (брошюра, монография, стандарт)

Название: 

Расчет технико-экономических показателей АЭС: методология, алгоритмы и реализация

Сведения об издании: 

1-ое издание

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

978-5-91450-282-6

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Объём, стр.: 

318
Аннотация
Монография посвящена детальному рассмотрению проблем расчета технико-экономических показателей (ТЭП) АЭС в части методологии, алгоритмов и реализации в виде специализированного программного модуля для анализа и количественной оценки тепловой экономичности энергоблоков АЭС. В работе представлены теоретические основы и практические аспекты применения ТЭП для мониторинга эффективности термодинамического преобразования тепловой энергии, генерируемой в активной зоне ядерного реактора. Рассматриваются методологические подходы к расчету ТЭП, алгоритмы обработки данных и способы визуализации результатов анализа. Особое внимание уделяется вопросам оценки энергетической эффективности как отдельного оборудования, так и энергоблока в целом. Многолетний опыт внедрения предлагаемых в данной работе методов позволяет рекомендовать монографию специалистам в области атомной энергетики, инженерам-теплотехникам, разработчикам информационных систем для АЭС, а также она может быть полезна студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

Библиографическая ссылка: 

Жарко Е.Ф., Абдулова Е.А., Чернышев К.Р., Полетыкин А.Г., Бывайков М.Е., Менгазетдинов Н.Э., Промыслов В.Г., Семенков К.В., Байбулатов А.А., Степанов В.Н., Промыслова О.А. Расчет технико-экономических показателей АЭС: методология, алгоритмы и реализация. М.: ИПУ РАН, 2025. – 318 с.

82182

Автор(ы): 

Автор(ов): 

1

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Sustainable Development Mechanisms for a Transport Corporation with Supervised Learning

ISBN/ISSN: 

2782-2427

Наименование источника: 

  • Control Sciences

Обозначение и номер тома: 

Т. 4

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

32-42
Аннотация
Sustainable development of a transport corporation is achieved through a consistent and balanced improvement of its economic and environmental performance indicators. This is largely facilitated by reducing fuel consumption by corporate vehicles, which saves costs and decreases harmful emissions into the environment. In this regard, a three-level structure for managing fuel consumption in a transport corporation is considered under uncertainty caused by both random external factors and the undesirable activity of corporate employees associated with their private goals not coinciding with the goal of the entire corporation. The top level of this structure is the Principal, the middle level is the Intendant, responsible for fuel consumption in a corporate division, and the bottom level is the Driver of a corporate vehicle. The sustainable behavior of corporate employees––the Intendant and Driver––to reduce fuel consumption within their competence is modeled. An organizational mechanism for the Intendant’s sustainable behavior is developed, including supervised learning proce-dures for the Principal and incentive procedures for the Intendant. An organizational mech-anism for the Driver’s sustainable behavior is also proposed: the Principal provides the In-tendant with supervised learning opportunities and delegates his authority to incentivize the Driver. As proven, the integration of these two mechanisms reduces fuel consumption and ensures sustainable development of the transport corporation. In addition, the sustainable behavior of corporate employees––the Intendant and Driver—ensures the sustainability of the entire corporation. The results are illustrated by an example of the fuel consumption management mechanism in JSC Russian Railways.

Библиографическая ссылка: 

Цыганов В.В. Sustainable Development Mechanisms for a Transport Corporation with Supervised Learning // Control Sciences. 2025. Т. 4. С. 32-42.

82178

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Механизмы устойчивого развития железнодорожного транспорта путём капитального ремонта тепловозов

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

1819-2467

Наименование источника: 

  • Управление большими системами

Обозначение и номер тома: 

вып. 117

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2025

Страницы: 

286-319
Аннотация
Разработан организационный механизм планирования и стимулирования устойчивого развития организационной системы. Найдены достаточные условия оптимальности этого механизма. На основе полученных результатов, рассмотрена проблема устойчивого развития железнодорожного транспорта путем капитального ремонта тепловозов. Разработан организационный механизм снижения выбросов вредных веществ тепловозом в результате капитального ремонта. Этот механизм включает алгоритм нормирования и категорирования показателей выбросов основных вредных веществ, алгоритм свертки категорий показателей выбросов и формирования категории экологичности тепловоза, а также процедуру стимулирования за капитальный ремонт тепловоза. Нормативы выбросов вредных веществ формируются на основе отечественных стандартов, а также национальных и региональных требований за рубежом. При этом категория выбросов вредных веществ определенного типа признается удовлетворительной, если показатель этих выбросов не превышает нормы, указанной в соответствующем отечественном экологическом стандарте, хорошей – если этот показатель также соответствует требованиям национальных или региональных экологических стандартов стран передового тепловозостроения, и отличной – если этот показатель соответствует лучшим мировым стандартам. Алгоритм свертки этих категорий определяет комплексную оценку экологичности тепловоза после капитального ремонта. В зависимости от этой оценки, осуществляется стимулирование заинтересованных лиц. Приведены примеры расчетов категорий экологичности отечественных и зарубежных тепловозов. Разработанные нормативы показателей выбросов основных вредных веществ могут использоваться в качестве ориентиров при капитальном ремонте тепловозов. Полученные результаты использованы при разработке концепции требований к тепловозам ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды.

Библиографическая ссылка: 

Цыганов В.В., Еналеев А.К., Савушкин С.А. Механизмы устойчивого развития железнодорожного транспорта путём капитального ремонта тепловозов // Управление большими системами. 2025. вып. 117. С. 286-319.

Pages