В статье рассматривается проблема построения адаптивной системы управления электроприводом постоянного тока. В качестве решения рассматривается два метода: применение нейросетевого настройщика линейных регуляторов и наблюдателя. Проведены сравнительные эксперименты на математической модели системы управления электроприводом постоянного тока прокатной клети. В ходе эксперимента изменялась механическая часть электропривода, а адаптивные системы должны были компенсировать это изменение настройкой регулятора скорости в режиме реального времени. Результаты экспериментов показывают сходную эффективность выбранных методов в тех случаях, когда начальная настройка регулятора скорости является оптимальной. Однако это возможно лишь при наличии точной модели объекта управления. Если данное условие не выполняется, то наблюдатель не способен удерживать перерегулирование по скорости в требуемом диапазоне. Нейросетевой настройщик, в свою очередь, не требует модели и способен работать в условиях неоптимальной начальной настройки регуляторов. Это позволяет сделать вывод о большей вероятности применения нейросетевого настройщика в условиях производства, когда невозможно получить точную нелинейную модель объекта управления.