Рассматривается задача оптимального управления межпланетным
пространственным перелетом космического аппарата (КА) между Землей и Марсом.
Орбиты Земли и Марса считаются круговыми, не лежащими в одной плоскости. Перелет
КА начинается на круговой орбите искусственного спутника Земли (КО ИСЗ),
заканчивается на круговой орбите искусственного спутника Марса (КО ИСМ). Положение
КА на КО ИСЗ в начальный момент времени и на КО ИСМ в конечный момент времени
оптимизируется. Разгон КА около Земли и торможение около Марса, осуществляемые
реактивными двигателями большой тяги, аппроксимируются импульсными
воздействиями. На оставшейся части траектории управление КА осуществляется
посредством вектора тяги реактивного двигателя малой тяги. В связи с учетом эффекта
потери точности при решении задачи используются инерциальная гелиоцентрическая,
неинерциальные вращающиеся геоцентрическая и марсоцентрическая системы координат.
Минимизируется время перелета.
Рассматриваемая задача формализуется как задача оптимального управления
переменной структуры. На основе принципа максимума Понтрягина ее решение сводится
к решению краевой задачи 42-го порядка. Краевая задача решается численно методом
стрельбы с подбором 13 параметров. Корень вектор-функции невязок находится методом
Ньютона с модификацией Исаева – Сонина и использованием в условиях сходимости
73
нормировки Федоренко. Задачи Коши в методе стрельбы решаются численно явным
методом Рунге – Кутты 8-го порядка, основанным на расчетных формулах Дормана –
Принса 8(7) с автоматическим выбором шага.
Основной результат: поставленную задачу удалось решить. В результате решения
краевой задачи определены экстремали Понтрягина, проводится их анализ в зависимости
от параметров задачи. При расчетах рассматривались различные КО ИСМ. В частности,
удалось построить экстремали Понтрягина в задачах перехода на КО ИСМ,
приближающие орбиты Фобоса и Деймоса, без импульсного воздействия в конечный
момент времени. При этом на полученных траекториях КА на заключительном участке
совершает 66 и 19 оборотов вокруг Марса соответственно.
Траектория строится при помощи продолжения по параметрам решения плоского
случая задачи. Использование комбинации двигателей большой и малой тяги позволяет
увеличить полезную массу и, как следствие, делает проект более дешевым, что
актуально в настоящее время. Экспедиции к Марсу и его естественным спутникам
могут помочь приблизиться к решению широкого спектра научных задач физики
Солнечной системы.