Цель. Повышение эффективности функционирования газотранспортных систем за счет управления их состоянием с идентификацией риска. Материалы и методы. Для решения проблемы управления состоянием техногенно-природных объектов (ТПО) с учетом сложности механизма его изменения и случайного характера возникновения и развития аварий в сложных условиях эксплуатации разработана соответствующая автоматизированная система управления (АСУ) с идентификацией риска. Результаты. Применение данного подхода позволяет: - идентифицировать величину риска аварии на газотранспортных системах (ГТС) и управлять безопасностью ТПО; - перераспределять ресурсы и затраты адекватно и соответственно существующим техногенным опасностям; - планировать обследования на научной основе для выявления наиболее вероятного и опасного вида износа; - снизить вероятность аварии ГТС за счет целевого использования временных и материальных ресурсов. Заключение. Построенная с использованием агрегированных аналитических моделей технология интеллектуального управления состоянием ТПО с идентификацией риска представляет собой комплекс взаимно увязанных процедур, на выходе которого достигается оптимальное управленческое решение, позволяющее существенно повысить эффективность функционирования газотранспортных систем.