Рассмотрены основные особенности процессов планирования и управления в условиях чрезвычайных ситуация (ЧС). Поставлена и решена задача оптимального планирования превентивных мер по предупреждению ЧС в регионе, заключающаяся в выборе комплекса мероприятий для предотвращения (исключения причин возникновения и снижения тяжести последствий развития) чрезвычайных событий. В качестве критериев эффективности предложено использовать размер возможных людских потерь, объем нанесенного ЧС материального ущерба или размер суммарных затрат на ввод в действие сил и средств при реализации превентивных мер, направленных на предупреждение ЧС. Поставленная задача сведена к задаче целочисленного (булевого) программирования и может быть решена стандартными методами.Приведены формализованные методы решения задач оперативного планирования процессов предупреждения и ликвидации последствий ЧС различного типа. Рассмотрен комплекс проблем повышения эффективности использования временных, ресурсных, структурно- технологических, природно-климатических и эколого-физиологических видов резервов при решении задач оперативного управления в условиях ЧС.Рассмотрена задача минимизации максимального времени проведения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах управления при ограничениях на величину конечных потерь, ущербов и затрат на ввод в действие необходимых сил и средств. Результаты решения поставленной задачи позволяют региональным органам управления получить опорный превентивный план действий в условиях наступления и развития ЧС в соответствии со сформированным региональным сценарием и поставленным ему в соответствие графом причинно-следственных связей чрезвычайных событий. Поставленная задача относится к классу задач целочисленного программирования.Изложены результаты анализа эффективности использования сценарного подхода при решении задач планирования и управлении в условиях ЧС. Показано, что широкое использование нормативной базы в процессе сценарного исследования обеспечивает возможность комплексного подхода к решению задач управления предупреждением и ликвидацией последствий ЧС, позволяющего одновременно рассматривать взаимосвязанные, но принципиально различные по своей природе явления и процессы. Это обеспечивает возможность достаточно эффективного учета в единой сценарной модели факторов и угроз террористической, пожарной, радиационной, химической, энергетической, экологической и т.д. безопасности.