Работа посвящена изложению результатов исследования проблем обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Рассмотрены основные группы рисков, угроз и структурных уязвимостей объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОИЖТ). Изложены результаты разработки методов моделирования и анализа развития нештатных ситуаций (НШС) на ОИЖТ на основе использования методологии теории графов, построения структурных компонент и матриц взаимосвязи, а также моделей предупреждения НШС и чрезвычайных ситуаций с использованием индикаторного подхода. Приведены их теоретическое описание и результаты экспериментальной апробации, подтверждающие эффективность разработанных методов и моделей. Рассмотрены постановки и приведены методы решения многокритериальных задач оптимального размещения индикаторов в структуре сложных технических систем по критериям полноты, точности и своевременности обнаружения сбоев и отказов различного типа. Для решения поставленных задач с учетом их высокой вычислительной сложности предложено использовать комбинацию различных приближенных алгоритмов, строящих решения по отдельным критериям, либо модифицирующих некоторое заранее заданное по иным критериям эффективности размещение индикаторов. Приведены рекомендации по практическому использованию изложенной в работе методологии при решении задач обеспечения техногенной безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 11-07-13131 офи-м-2011-РЖД.