Управление общественным здоровьем - это процесс управления сложной системой

– Дмитрий Олегович, расскажите, пожалуйста, чем конкретно занимается новая лаборатория? Что означает понятие «управление общественным здоровьем»?

Общественное здоровье – это совокупное здоровье общества, которое складывается из множеств здоровья и нездоровья отдельных людей, входящих в это общество. Как здоровье каждого отдельного человека, как и здоровье популяции людей оценивается конкретными показателями, например, такими как ожидаемая продолжительность жизни, уровень рождаемости, заболеваемость. На уровне города мы можем говорить о здоровье жителей этого города, на уровне страны – о здоровье нации. На здоровье каждого человека можно влиять, соответственно будет изменяться и общественное здоровье. Основные факторы, формирующие здоровье – это образ жизни, окружающая среда, наследственность и система здравоохранения. Если мы влияем на эти факторы, то мы изменяем и совокупное здоровье людей, общественное здоровье. На какие-то факторы воздействовать проще, например, на образ жизни. На какие-то сложнее – допустим, на наследственность. Для того, чтобы достигнуть нужного результата, требуется верно оценивать текущую ситуацию, иметь реалистичное понимание, куда мы должны двигаться, и какими именно инструментами мы располагаем, чтобы попасть туда, куда хотим, постоянно отслеживать наше движение и вносить необходимые коррективы. Вот этот циклический процесс оценки, анализа, выбора технологий, их применения и оценки результатов называется процессом управления общественным здоровьем.

– То есть, это управление системой?

По сути, управление общественным здоровьем – это нормальный процесс управления сложной системой. Это система имеет свои особенности, поэтому возможность осознанного и целенаправленного изменения этой системы появилась в начале прошлого века, в виде социальной гигиены и системы Семашко, а инструменты для точного управления и комплексной оценки медицинских, социальных и экономических факторов появились совсем недавно.

– А что это за система Семашко?

Система Семашко была сформулирована Николаем Андреевичем и его соратниками в 1918 году. Она обобщала весь доступный на тот момент международный опыт управления общественным здоровьем в условиях централизованного государства и бюджетной системы финансирования. Основные принципы этой системы: единая организация и централизация системы здравоохранения, бюджетная, т.е. бесплатная для населения и доступная медицинская помощь, первоочередное внимание к материнству и детству, приоритет профилактики и ликвидация социальных основ болезней, привлечение широких слоев населения и общественности, единство медицинской науки и практики.

Хотелось бы обратить внимание, что именно поколение, выросшее в условиях системы Семашко, это поколение двадцатилетних, встретивших и вынесших тяжесть боевых действий в Великую отечественную войну.

Опыт применения системы Семашко используется в таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и Италия, где действуют бюджетные системы здравоохранения.

Понятно, что мир изменился, изменились социальные, медицинские и экономические условия нашего существования, появились более совершенные технологии управления и инновационные лекарства. Тем не менее, не стоит забывать, что основы управления общественным здоровьем были заложены в начале прошлого века и большинство положений не утратили актуальность и сейчас, при том, что появились возможности их более эффективной реализации.

– Какой, по-Вашему, должна быть правильно организованная система общественного здоровья?

Правильно организованную систему отличает, в первую очередь, ее предсказуемость и управляемость. Тот, кто платит, должен понимать, за что он платит. По сути, за общественное здоровье и его изменения платит общество в лице каждого отдельного человека, конкретными деньгами, направляемыми на социальные нужды и медицинское страхование. Это же общество делегирует свои полномочия органам власти, чтобы они сформулировали и реализовали запросы общества. Таким образом, у нас возникает цель, показывающая, каким образом нам нужно изменить общественное здоровье, какие имеются приоритеты.

К этим приоритетам мы двигаемся из того состояния, в котором находимся. Так у нас возникают блоки системы управления общественным здоровьем.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих блоках.

Первый базовый блок – это семейство международных медицинских классификаций. Обычно люди считают, что классификации – это нечто созданное и неизменное – зачем их обсуждать и совершенствовать? Но в реальном мире – это комплексная система, активно развивающаяся и позволяющая создать многомерную модель состояния здоровья отдельного человека и совокупного здоровья общества. Координаты, которые задаются при этом – наличие или отсутствие болезней и состояний, степень изменения функций человеческого организма, локализация, действие и технология, применяемая для изменения этого состояния или функции, ряд других параметров. По сути, международное семейство классификаций – это язык, позволяющий обсуждать медицинские, социальные и экономические аспекты здоровья, создавать динамические модели этого здоровья и взаимосвязей с другими аспектами нашего существования, причем этот язык является универсальным во всех точках нашей планеты. Как всяких живой или специально созданный язык, международное семейство медицинских классификаций постоянно развивается, устанавливаются новые связи между его элементами, возникают новые задачи, которые необходимо решать, и они решаются. Без этого языка, очевидно, нельзя говорить ни о каком описании, моделировании и прогнозировании здоровья или медицинских технологий – специалисты, даже работающие в одной области, просто не поймут друг друга. Следующие блоки, которые я уже упомянул, это мониторинг, моделирование и прогноз, с одной стороны, общественного здоровья (один блок) и, с другой стороны, технологий, которые позволяют этим здоровьем управлять, в первую очередь медицинских вмешательств (другой блок). О каждом из этих блоков можно говорить долго, но для нас важно, что они существуют, используются в практике, хотя, зачастую без учета той взаимосвязи, которая необходима для адекватного понимания текущей и развивающейся ситуации и принятия эффективных решений.

Следующие несколько блоков, которые также существуют и используются как обособленные разделы медицины, касаются получения достоверных доказательных данных о влиянии медицинских технологий на состояние здоровья. Эти блоки включают доклинические и клинические исследования. Последние проходят с участием людей, и полученная в клинических исследованиях информация служит во всем мире обоснованием для допуска медицинских технологий на рынок. Поскольку в каждом клиническом исследовании получаемая информация касается одного заболевания и небольшого количества сравниваемых медицинских вмешательств, то для получения полной картины нам потребуется обобщение данных, сначала в виде систематических обзоров, и затем, в виде клинических рекомендаций, обобщающих всю доступную доказательную базу и мировой опыт по лечению заболеваний. На этом этапе мы накапливаем максимально возможную информацию как об ожидаемых проблемах с общественным здоровьем, так и о результативности технологий, которые должны эти проблемы разрешить или уменьшить их последствия.

Остается еще один вопрос – эффективности. До этого момента мы не рассматривали и не имели возможности оценить затраты, связанные с решением этих проблем. А теперь настало время еще одного блока – комплексной клинико-экономической оценки возможных решений. Сейчас стал очевидным тот факт, что ни одна система охраны здоровья в общем, и ни одна система здравоохранения в частности, не обладают достаточными ресурсами для удовлетворения всех возникающих потребностей. Поэтому возникает вопрос о моделировании медицинских, социальных и экономических последствий при обеспечении финансированием того или иного сценария развития событий как инструмента принятия управленческих решений в охране здоровья. Как и все остальные блоки, блок клинико-экономического анализа имеет разработанную и постоянно совершенствующуюся методологию и методы анализа и моделирования, критерии оценки и инструменты проверки вариабельности получаемых результатов и их правильности.

– Да, но это теория. Но, надо понимать, что цель системы управления общественным здоровьем – это, прежде всего, ее практическое применение?

Как эта схема должна работать на практике? Оценка бремени болезни, как результат мониторинга и, в идеальном случае, прогноза общественного здоровья, стимулирует разработку медицинских технологий для борьбы с этой болезнью, методов диагностики, профилактики и лечения. Анализ результатов применения медицинских технологий – последовательная цепочка доклинических и клинических исследований, обобщение международного опыта в систематических обзорах и клинических рекомендациях в соответствии с требованиями ВОЗ, комплексная клинико-экономическая оценка и прогноз применения этих технологий и принятие решения органами власти, на основе предложенных экспертами вариантами развития событий. А дальше, как в любом нормальном процессе, цикл повторяется. Что очень важно, и к чему, к сожалению, пока не удалось прийти ни в одной стране мира – сделать управление общественным здоровьем проактивным, т.е. не исправлять уже возникшие проблемы, а прогнозировать их устранять причины.

Очевидно, что никакая современная система управления не возникает на пустом месте. Вышеупомянутая система Семашко, позволившая повысить общественное здоровье в стране достаточно быстро и эффективно, создала то здоровое поколение, которое вынесло на себе тяжесть Великой отечественной войны. Есть много других наработок, как отечественных, так и зарубежных, без которых немыслимо эффективное управление общественным здоровьем. Сейчас нет ни одной страны, где удалось бы реализовать эту возможность в полной мере. Поэтому международное сотрудничество в этой области весьма активно. Оно позволяет каждому внести свой посильный вклад, а использовать разработанные совместно технологии управления общественным здоровьем уже самостоятельно, в зависимости от возможностей и задач, стоящих перед каждой страной. Мы активно сотрудничаем с ВОЗ по вопросам семейства международных классификаций.

Если мы нарисуем схему нашего международного сотрудничества, то мы увидим, что первый блок нашей схемы соответствует сотрудничеству с ВОЗ по вопросам семейства медицинских классификаций.

Следующие блоки – создание доказательной базы по результативности и безопасности медицинских технологий.

– Наверное, на этом этапе нельзя обойтись без международного сотрудничества?

По этим вопросам у нас сложилось продуктивное многолетнее сотрудничество с международными научными объединениями CRIGH и ECRIN. Первая из этих международных научных ассоциаций называется «Инициатива по клиническим исследованиям в интересах глобального здоровья» и объединяет экспертов на всех континентах, которые занимаются вопросами методологии и организации клинических исследований, вопросами этики, методологией и организацией подготовки специалистов, другими вопросами. Следует отметить, что 27 февраля этого года наш институт посетил руководитель этой организации Оувинд Меллен, и на встрече с ним были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества. ECRIN является инфраструктурной сетью, обеспечивающей оптимальное проведение клинических исследований в Европе. Еще две партнерских организации – Кокрановское сообщество и GIN – общепризнанные мировые эксперты по обобщению клинической информации в виде систематических обзоров и клинических рекомендаций. Еще два наших партнера – Пиперская группа (Piperska group), основное направление работы которой – методология рационального использования лекарственных средств и сотрудничающий центр ВОЗ по ценообразованию и возмещению (PPRI), занимающийся этим же вопросом, но с утилитарной прикладной точки зрения.

Это краткий перечень наших основных глобальных партнеров за рубежом. Из партнеров ближнего зарубежья следует отметить Экспертный совет по здравоохранению при Межпарламентской ассамблее Содружества независимых государств, два сотрудника лаборатории являются членами этого совета. Поскольку вопросы, которые мы стараемся решить, весьма актуальны практически во всех странах, то на практике, непосредственно мы сами или через наших партнеров, взаимодействуем со многими национальными институтами, научными и учебными учреждениями в России, СНГ, Европе и дальше. Наша партнеры высоко оценивают системный подход и те технологии управления сложными системами, которые разработаны нашими экспертами и, мы надеемся, имеют реальные шансы быть востребованными в условиях послекоронавирусных систем охраны здоровья.

– Можно ли при построении системы использовать зарубежный опыт или взять что-то из СССР?

Безусловно, отечественный и международный опыт должен быть использован при построении современной системы управления общественным здоровьем. Если говорить о международном опыте, то следует обратить внимание, в первую очередь, на медицинские технологии, возможности формирования доказательной базы принятия клинических решений, инструменты и технологии для обобщения доступной информации о результативности и безопасности медицинских технологий в виде клинических рекомендаций, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Если говорить об использовании отечественного опыта, то следует, в первую очередь, опираться на все ту же систему Семашко, положенную в основу системы здравоохранения в Советском Союзе. В целом, сформированная в стране система здравоохранения отличалась комплексностью, а также связью медицинской науки и практики. Напомню, что в 1944 году перед Министерством здравоохранения была поставлена комплексная задача сохранения народонаселения и восполнения потерь в результате Второй мировой войны. С этой целью была организована Академия медицинских наук СССР и несколько институтов в ее составе. Такая структура позволяла максимально эффективно разрабатывать в научных институтах и внедрять, в рамках полномочий Минздрава СССР и республиканских министерств, наиболее современные на то время технологии управления здоровьем населения.

– Что должно быть приоритетом, на что необходимо обратить внимание прежде всего при создании системы управления общественным здоровьем?

Практически все перечисленные блоки комплексной системы управления общественным здоровьем в той или иной степени готовности существуют в мире. Основной приоритет – это создание единого и последовательного информационного потока между блоками, что должно позволить моделировать и прогнозировать различные сценарии управления общественным здоровьем с высокой точностью и предоставить наглядные и эффективные инструменты поддержки решения органам управления. Нужно всегда помнить о разделении экспертной составляющей и принятием управленческих решений. Поэтому следующий приоритет – встраивание комплексной экспертной оценки, про которую мы говорили, в систему принятия решения, что с, одной стороны, позволит формировать сам процесс анализа в соответствии с поставленной задачей и, с другой стороны, донести в понятной форме ответ на полученный вопрос.

– Какие проекты сейчас ведет лаборатория?

У нас два основных направления – мониторинг, прогноз и оценка общественного здоровья, а также комплексная оценка и прогноз технологий здравоохранения. Последние включают в себя технологии управления и медицинские технологии или вмешательства. Технологии управления, естественно, играют связующую роль между этими двумя проектами. По сути, мы выстраиваем из блоков комплексную систему обработки информации, позволяющую прогнозировать различные сценарии изменения общественного здоровья при принятии тех или иных управленческих решений.

– А можно ли сейчас говорить о международном сотрудничестве в рамках СНГ? Бывшие республики Советского Союза, ставшие независимыми странами, имеют много общего. Все они стартовали из одной точки, а затем их пути разошлись, и каждая страна решает свои вопросы по отдельности. Есть ли там интерес к вашему направлению?

Действительно, все начали движение из одной точки, но дальше двигаются самостоятельно. Тем не менее, проблемы, про которые я говорил применительно к мировому сообществу, актуальны и для стран СНГ. В рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ существует экспертная комиссия по медицинским вопросам. С.Н. Черкасов и я являемся членами этой комиссии. Вопросы, которые мы обсуждаем сейчас по управлению общественным здоровьем, актуальны и для стран СНГ. Более того, члены экспертного совета, включая нас, обеспечивают связь экспертного совета с международными организациями, размывая, таким образом границы и внося широкий международный опыт в деятельность экспертной комиссия по медицинским вопросам Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, с одной стороны, и используя возможности и региональный стран СНГ для общемирового сотрудничества.

– Какая роль в этом сотрудничестве отводится ИПУ РАН?

Институт является признанной на международном уровне ведущей организацией по управлению сложными системами. Практически, учитывая название или тематику каждой из лабораторий, их можно смело приравнять к участникам системы управления общественным здоровьем. Мы представляем Институт во всех перечисленных организациях, как в СНГ, так и в дальнем зарубежье. Более того, эти организации видят ИПУ как коллективного эксперта по комплексному системному подходу к управлению общественным здоровьем.

– В ИПУ, как известно, сосуществуют самые разные научные направления. В том числе, много лет ведутся медико-биологические исследования. С какими лабораториями ИПУ взаимодействует Ваша лаборатория, по каким темам?

Лаборатории всего несколько месяцев, понятно, что к нам приглядываются, мы приглядываемся к коллегам, потихоньку формируются рабочие связи, они пока очень деликатные, их нужно укреплять и развивать. Стратегически это направление может стать одним из важнейших направлений в работе Института. По сути, в России нет другого Института, который мог бы на высоком профессиональном уровне решать комплексные междисциплинарные вопросы, связанные с охраной здоровья.

– Какие коррективы в работу лаборатории внесла ситуация с эпидемией? Что, по-вашему, следует пересмотреть в системе общественного здоровья, а также в тематике лаборатории?

Не хочется выглядеть героем анекдота, который говорит «хочу быть умным, как моя жена потом». Но, по сути, многие вещи, которые уже разработаны, были описаны и готовы к внедрению несколько лет назад, позволили бы более эффективно противостоять эпидемии. В целом, наша работа была и остается направленной на создание в стране проактивного управления здоровьем, то есть управления на основе достоверного прогноза и формировании упреждающих мер, максимального снижения последствий неблагоприятных факторов, включая появление новых патогенов. В этом отношении эпидемия показала актуальность и практическую значимость нашего направления.

– Расскажите подробнее о себе и Ваших коллегах.

Все сотрудники лаборатории имеют медицинское образование и клинические специальности, опыт работы по этим специальностям. Поэтому работу системы здравоохранения, ее учреждений знают на практике. Кроме того, все имеют дополнительное медицинское образование по специальности «Общественное здоровье и управление здравоохранением», что является отдельной медицинской специальностью. В лаборатории работают два доктора медицинских наук, два кандидата медицинских наук и один соискатель, который готовит диссертацию по моделированию и прогнозированию нагрузки на медицинские учреждения, связанной с неинфекционными заболеваниями.

Сергей Николаевич Черкасов, доктор медицинских наук, руководитель Российского сотрудничающего центра ВОЗ по семейству международных классификаций (WHO FIC CC), член Экспертного совета по здравоохранению при Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств. Руководитель группы исследователей по изучению детерминант, мониторингу, анализу и прогнозу общественного здоровья. В группу входят Анна Владимировна Федяева, защитившая в прошлом году диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук (оценка и прогноз потребности в онкологической медицинской помощи) и Валерия Сергеевна Олейникова, работающая над диссертацией по мониторингу и прогнозу медицинской помощи по сердечно-сосудистым заболеваниям. Людмила Юрьевна Безмельницына защитила несколько лет назад диссертацию кандидата медицинских наук по комплексной клинико-экономической оценке лечения детей с ювенильным идиопатическим артритом. Ей удалось показать, что изменение системы управления потоками пациентов, в комплексе с применением инновационных медицинских технологий, позволяет снизить бремя болезни и инвалидизацию пациентов в результате этого заболевания. Людмила Юрьевна является членом ряда международных научных ассоциаций, включая Пиперскую группу (Piperska group) и Сотрудничающий центр Всемирной организации здравоохранения по ценообразованию и возмещению лекарственных продуктов, целью которых является повышение доступности современных медицинских технологий широким слоям населения.

Руководитель лаборатории – Дмитрий Олегович Мешков, доктор медицинских наук, член Экспертного совета по здравоохранению при Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств, а также международных научных ассоциаций, перечисленных выше.

 

Беседовала Ирина Татевосян