Исследованы обучающиеся и учебные механизмы, моделирующие поведение и взаимодействие дальновидных элементов организации в условиях неопределенности. Рассмотрены интеллектуальные механизмы функционирования организационных систем (ИМ), использующих многоуровневое обучение и принятие решений в условиях нечетких или качественных команд. На нижних уровнях ИМ находятся обучающиеся механизмы, использующие формальные процедуры обучения. Результатами их функционирования являются количественные оценки, нормативы и др. На верхнем уровне применяется эвристический механизм решений, использующий знания руководителей и экспертов, их слабо формализованный язык и сформулированные на нем правила. Промежуточное положение занимает адаптивный механизм-переводчик, реализующий взаимодействие ЛПР с обучающимися механизмами на основе этого языка.