Введение. Легкость поиска и копирования чужого текста практически по любой теме – одна из главных
причин распространенности плагиата в учебных работах. В то время как для вузов электронные системы обнаружения заимствований стали привычным инструментом, в школах такие системы практически
не используются. Неготовность поступивших в вузы выпускников школ к тому, что к учебным работам
предъявляются требования оригинальности, оказывается серьезной проблемой. В вузах прилагают значительные усилия для ее преодоления. Цель статьи – представить результаты исследования об отношении
учителей и учеников российской средней школы к проблеме плагиата в учебных работах.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проведено анонимное онлайн-анкетирование учителей
(n = 2 286) и учеников (m = 4 555) средних общеобразовательных школ Вологодской, Калининградской
и Липецкой областей Российской Федерации. Анкетирование осуществлялось посредством сервиса
Google Forms. Проведен количественный и качественный анализ полученных данных.
Результаты исследования. Привычку к неправомерным заимствованиям учащиеся приобретают еще
в средней школе. Старшеклассники лояльно относятся к копированию чужого текста без ссылки на источник, хотя и частично признают недобросовестность такого поведения. Учителя менее терпимы к данному
явлению и готовы реагировать на плагиат в работах учеников путем снижения оценки или через требование переделать работу. Педагоги не всегда четко понимают, какие именно заимствования можно считать
правомерными и корректными, не могут объяснить это ученикам и привить им необходимую культуру цитирования, а также установить четкие критерии оценки работ. Использование электронных систем обнаружения заимствований в школах носит бессистемный характер и часто является следствием инициативы
отдельных педагогов. Методика применения в школах «антиплагиатных» программ отсутствует.
Обсуждение и заключение. Проведенные исследования впервые предоставили фактическое подтверждение гипотез, из которых следует необходимость включения в инструментарий, используемый в средней
школе, электронных средств обнаружения заимствований. Получены доказательства необходимости поэтапного внедрения таких средств в систему среднего образования, а также создания условий для формирования у школьных педагогов соответствующих компетенций. Материалы статьи будут полезны ученым,
исследующим проблемы среднего и высшего образования, руководителям системы среднего образования
всех уровней, учителям, преподавателям и студентам педагогических вузов.