Предложен организационный механизм снижения выбросов при модернизации тепловозов, включающий соответствующие процедуры нормирования, ранжирования и стимулирования, основанный на ранговых оценках показателей выбросов вредных веществ, формируе¬мых с учетом национальных и региональных требований к тепловозам. Определены ранги экологичности модернизированного теплово¬за: удовлетворительный - если показатели его выбросов соответствуют отечественным стандартам, хороший - если эти показатели со¬ответствуют национальным или региональным стандартам стран передового тепловозостроения, и отличный - если эти показатели со¬ответствуют лучшим мировым экологическим стандартам. Приведены расчеты рангов экологичности отечественных и зарубежных теп¬ловозов, модернизированных с помощью такого рода исследований и разработок. Полученные результаты использованы при разработ¬ке концепции системы требований к локомотивам ОАО "РЖД" в области охраны окружающей среды.