На предприятиях всегда возникали и будут возникать различные группы, создаваемые в инициативном порядке
и проявляющие собственные управленческие намерения, нередко имея доступ к управленческим ресурсам предприятия для их осуществления. Часть из них формализована (например, профсоюзы, партии), а часть представлена в неформализованном виде (например, приверженцы одной производственной школы). Следовательно, предприятия можно рассматривать как потенциальные объекты многоконтурного управления, в которых субъектами управления выступают как административные, так и командно-коалиционные управленческие группы, выражающие политическую и жизненную активность подразделений предприятия. Согласно работам [1–3], разработка многоуровневой системы управления позволит успешно разрешить конфликтные ситуации на предприятиях и укрепить их позиции на рынке, например, за счет создания трех принципиальных контуров управления: административного, когда субъектом управления выступает администрация предприятия; командно-коалиционного, в котором субъектами управления являются институциированные или неинституциированные управленческие сообщества предприятий; конвергирующего, в рамках которого некоторая группа, созданная руководством
предприятия, осуществляет согласованное функционирование и развитие первых двух контуров управления. Идентификация и прогнозирование таких команд-коалиций в рамках внутрифирменного управления, а также теоретические и практические решения в отношении конвергирующего контура управления на предприятиях необходимы для обеспечения их устойчивого развития в условиях участившихся социально-экономических кризисов.