Проведено сравнение различных методов компенсации наведенной помехи для
системы ЭКВАТОР и нескольких модификаций бортовой электромагнитной
системы «ЕМ4Н»: с петлей передатчика, закрепленной на фюзеляже само
лета, и с петлей, буксируемой вертолетом. Рассмотрены два способа моде
лирования помех сигналов передатчиков: в виде стационарной систематиче
ской составляющей измерений и в виде стационарного вектора поля, жестко
связанного с передатчиком. Для реализации второго подхода в «ЕМ4Н»
и ЭКВАТОР используются два дополнительных диполя для определения вза
имного расположения передатчика и приемника, а именно радиус-вектора
и углов ориентации. На большой высоте при отсутствии отклика от земли
анализировались следующие статистические параметры сигналов, остав
шихся после компенсации помех: среднеквадратическое отклонение и раз
ность минимального и максимального значений. Показано, что наилучший
результат компенсации дает подход, при котором учитывается перемеще
ние приемника относительно источника поля. Следующим после компенсации
этапом обработки являлась интерпретация данных, направленная на выявле
ние значимых геофизических характеристик. Для каждой из рассматривае
мых систем были построены разрезы удельных электрических сопротивле
ний, полученные в результате решения соответствующей стохастической
задачи оценивания с использованием фильтра Калмана, для которых было
проведено сравнение разрешающей способности.