79412

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Анализ эффективности интеллектуализации управления воздушными судами на уровне авиатранспортной системы

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

1819-2467

DOI: 

10.25728/ubs.2024.110.1

Наименование источника: 

  • Управление большими системами

Обозначение и номер тома: 

вып. 110

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ИПУ РАН

Год издания: 

2024

Страницы: 

6-41
Аннотация
Автоматизация управления - одно из важнейших направлений развития авиа-ции. Благодаря автоматизации управления снижается влияние человеческого фактора, расширяются эксплуатационные метеоминимумы, спрямляются траектории, появляются возможности оптимизации конструкций воздуш-ных судов (ВС), появляются более эффективные методы управления состоя-нием элементов ВС, улучшается понимание состояния ВС пилотами и ситу-ационная осведомленность и пр. Поскольку снижается нагрузка на пилотов и диспетчеров, появляется возможность снизить затраты на оплату труда экипажа или диспетчеров за счет перехода к одночленному экипажу или даже к беспилотным полетам и снижения требований к квалификации пер-сонала. В итоге ожидается сокращение суммарных эксплуатационных за-трат. Таким образом, автоматизация управления ВС позволяет повысить безопасность полетов, доступность авиаперевозок, качество авиатранс-портных услуг и снизить воздействие на окружающую среду. Однако для повышения степени автоматизации потребуются и значительные затраты на разработку и внедрение соответствующих систем. Для того, чтобы можно было принимать решение о приоритетности разработки тех или иных технологий автоматизации управления ВС, необходимо оценивать их эффективность в комплексе. Предложен методический инструментарий, который позволяет оценивать эффективность таких технологий с экономи-ческой точки зрения. Однако повышение степени автоматизации управления может быть необходимым и по соображениям обеспечения безопасности полетов, например, из-за возможного радикального повышения интенсивно-сти воздушного движения в пригородном, местном сообщении и, возможно, внутригородском (что более характерно для городов с большой плотностью и высоким уровнем доходов населения). С помощью предложенного инстру-ментария проведен анализ условий эффективного внедрения интеллектуаль-ной автоматизации управления воздушными судами на уровне авиатранс-портной системы. Сделан вывод, что повышение степени автоматизации управления ВС будет оправдано с ростом масштабов рынка авиационных работ и услуг.

Библиографическая ссылка: 

Клочков В.В., Варюхина Е.В. Анализ эффективности интеллектуализации управления воздушными судами на уровне авиатранспортной системы // Управление большими системами. 2024. вып. 110. С. 6-41.