Актуальность и цели. В статье рассмотрены вопросы анализа и моделирования стратегий управления агропродовольственным рынком как сложной слабо формализованной социально-экономической системой национального масштаба. В настоящее время регулирование агропродовольственного рынка основано на односторонней государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, что в условиях низкой покупательской способности доходов населения приводит к его разбалансированности. Целью исследования являлся поиск и анализ стратегий, направленных на стабилизацию агропродовольственного рынка в указанных условиях. Методы. Для формирования и анализа стратегических решений по управлению агропродовольственным рынком применялся когнитивный подход. Предложена нечеткая когнитивная модель стратегического управления агропродовольственным рынком, и рассмотрены основные этапы ее построения и анализа. В процессе построения был определен набор значимых концептов модели, относящихся к экономической, социальной и институциональной сферам, и выполнена идентификация параметров когнитивной карты с применением авторской методики, основанной на модифицированном методе парных сравнений. Были выполнены структурно-целевой и сценарный этапы анализа когнитивной модели, при этом второй из них проводился с использованием авторской методики на основе нечеткой модели импульсного процесса. Результаты. По итогам структурно-целевого анализа когнитивной модели определено, что стратегические меры управления агропродовольственным рынком, целью которых является снижение уровня бедности населения и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, должны быть направлены в первую очередь на включение встроенного стабилизационного инструмента ценообразования. Результаты сценарного моделирования позволили выявить и оценить социально-экономические закономерности, противодействующие негативным тенденциям разбалансированности агропродовольственного рынка. В целом, результаты анализа когнитивной модели позволили установить, что стабилизация работы агропродовольственного рынка требует формирования новых стратегических инструментов государственного регулирования, среди которых важное место занимает стабилизационный инструмент ценообразования. Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ государственного управления агропродовольственным рынком, направленных на повышение качества жизни населения и обеспечение положительной динамики развития сельскохозяйственного производства.