Рассмотрена вероятностная модель боя, основанная на принципах ведения боевых действий и определении боя. Параметр боевого превосходства учитывает моральные и технологические характеристики. Предложена его оценка методом максимального правдоподобия. Сформулирована модель «наступление - оборона», учитывающая двухэшелонное построение войск (выполнение ближайшей и последующей задач). Найдено решение трех задач, связанных с отысканием: 1) распределения средств по пунктам обороны; 2) количества (доли) средств, выделяемых во второй эшелон (резерв); 3) темпов перемещения подразделений в бою и их потерь. Первая задача решена с помощью обобщенного метода уравнивания Ю.Б. Гермейера. В рамках второй задачи сведение игры к матричной антагонистической позволило найти оптимальные решения по распределению сил сторон между эшелонами. Показано, что решение игры содержательно интерпретируется с точки зрения военной науки (позиционная и мобильная оборона). Для решения третьей задачи учтены данные военной статистики. На конкретных примерах показана применимость представленных моделей при проведении командно-штабных и исследовательских учений.