Цель исследования – обобщение исторического опыта и раскрытие возможностей, имеющихся в настоящее время у школ, по возрождению и использованию пришкольных учебно-опытных участков в качестве базы и вспомогательного инструмента для проведения уроков биологии, различных внеклассных и дополнительных занятий со школьниками, направленных на более эффективное усвоение предмета и раннюю профориентацию. В статье анализируется история создания пришкольных участков в нашей стране и трансформация их основных задач и функций, приводятся примеры положительного опыта по инициации и развитию современных проектов профориентации школьников в части аграрных и общебиологических тематик, закладке учебно-опытных участков в московской школе № 1282 «Сокольники» и на территории Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН). В статье также рассматриваются возможности проведения тематических занятий с использованием сельскохозяйственных растений, рекомендуемых авторами к посадке на пришкольном учебно-опытном участке. Обосновывается необходимость возрождения пришкольных учебно-опытных участков (агрополигонов), являющихся хорошо зарекомендовавшей себя базой для изучения ряда предметов естественно-научного цикла, экологического воспитания, организации внеклассной работы со школьниками, а также общественно полезного труда. В результате авторы приходят к заключению, что проведение таких занятий будет способствовать познанию окружающего мира, формированию и развитию личности, приобретению необходимых знаний, умений и навыков, а также вовлечению школьников в различные исследовательские проекты по естественным наукам, популяризации науки среди детей и молодежи, формированию положительного образа различных профессий, связанных с агробионаправлениями (агроном, селекционер, биолог и др.).