В работе исследуется вопросы поддержания транспортной связанности страны в условиях санкционных ограничений, возможного дефицита провозных мощностей гражданской авиации. Предложены и обоснованы возможные пути поддержания транспортной связанности страны на заданном уровне качества и доступности, такие как: 1) рационализация использования фиксированного парка воздушных судов – перевод на железнодорожный и автомобильный транспорт ближнемагистральных перевозок, оптимизация маршрутных сетей авиаперевозок (в т.ч. переход к прямым межрегиональным рейсам); 2) рационализация использования фиксированного парка воздушных судов и остатка ресурса их компонентов (с возможностью их перестановки, «каннибализации» парка). Получены оценки «экономии» транспортной работы и ограниченного ресурса парка воздушных судов за счет оптимизации их использования в транспортной системе России. Предложен метод оценки максимального относительного прироста суммарного ресурса парка воздушных судов за счет оптимальной перестановки агрегатов в парке. Также при этом определяются виды агрегатов, являющиеся приоритетными при импортозамещении. Определена зависимость прироста суммарного ресурса парка от средней степени использования ресурсов «критических» видов агрегатов (т.е. агрегатов с минимальным суммарным остатком ресурса без их ремонта и восстановления).