Целью исследования было выяснить влияние зрительной обратной связи на качество работы пользо-
вателей с рядом интерфейсов “человек–компьютер”, а также на освоение интерфейсов. В результате
работы были оценены особенности генерации управляющих команд операторами эргатических си-
стем с использованием окулографического интерфейса, интерфейсов управления движениями руки
и головы. Наличие зрительной обратной связи оказалось важным для точной генерации команд во
всех случаях. Однако при управлении головой и глазами наличие зрительной обратной связи приво-
дило у необученных пользователей к большему отклонению от идеальной траектории и увеличению
дистанции, которую проходил курсор до достижения цели. Анализ типичных реакций во всех экс-
периментах позволил выделить три типа управления, отличающихся для движения глаз и головы,
но не для движения рук в режиме эргатической системы. Первый и второй типы проявляли большее
количество ошибок при наличии обратной связи по сравнению с третьим типом. Полученные резуль-
таты могут быть использованы при разработке перспективных интерфейсов для эргатических систем,
включая определение необходимых компонентов зрительной обратной связи для данного класса тех-
нических устройств.