Рассматривается актуальная задача разработки бионических роботов, в
частности роботов на четырех ногах. Преимуществами такого класса роботов
является способность к передвижению по неровной местности, осуществлению
разведывательной, спасательной и другой опасной работы, при выполнении
которой они могли бы заменить человека. Приведен обзор существующих
наиболее известных и функциональных бионических роботов на четырех ногах,
описаны их сильные и слабые стороны, особенности движения и применения.
Выделена основная проблематика в разработке таких устройств и систем
управления ими. В качестве объекта бионики исследуется реализация системы
управления скелетными структурами семейства млекопитающих кошачьи (или
фелиды). Приводится информация о проведенной научно-исследовательской
работе и опытно-конструкторской разработке интерактивного бионического
робота класса фелидов. Рассмотрены особенности аппаратной и программной
реализации робота, приведены схематичные и реальные изображения
конструкции. Главной отличительной особенностью разработанного робота
является наличие специальной операционной памяти для межуровневого
взаимодействия. Подробно освещается применение микрокомпьютерного
устройства с блоком нейронной обработки для решения задачи технического
зрения. Приводятся результаты тестирования машинного зрения с применением
нейронной сети Yolo3 в режиме потокового видео. Средняя точность
распознавания открытого лица в результате проведенных тестов составила 95
%. При различных степенях окклюзии средняя оценка составила 80 %, также
были выявлены варианты окклюзии, при которых нейронная сеть не смогла
распознать лица. Делается акцент на том, что разработанный робот в своем
составе имеет аппаратную составляющую из бюджетной и доступной
элементной базы и, таким образом, предлагает более дешевую альтернативу
более дорогим роботам данного класса, сохраняя при этом большинство
функций. В заключении статьи обсуждаются преимущества и недостатки
предлагаемого робота и возможность его применения в жизнедеятельности
человека, в том числе при решения различных практических задач.