Отмечаемый факт становления и перспективность развития университетов экосистемного типа (в первую очередь, в России) обусловили определение их в качестве объекта исследования. Целью статьи
стало исследование диалектики становления университетов экосистемного типа и ее влияние на формирование
специалистов будущего. Авторы использовали диалектический анализ в его гегелевской трактовке постижения
противоположностей в их единстве, когда две взаимно предполагающие противоположности могут быть поняты только через свое «другое», при этом в современном постмодернистском сознании экосистемность создает
условия для разрешения этих противоречий. Использован междисциплинарный синтез в экосистемном и эпистемологическом моделировании «профилей» студентов, выстроена цепь логических представлений важности
влияния экосистемы университета на формирование познавательных профилей студентов как стратегий развития
их когнитивных и профессиональных компетенций. Оригинальность статьи состоит в том, что схема познания
метафорически представлена в виде конструкта «расколдовывания-раскрытия мира» по природному основанию
познавательного процесса, имеющего социальную и индивидуальную составляющие. В практическом плане
процесс познания изображен как возможность обнаружения и заполнения смысловых лакун в процессе обучения.
Создана конструкция университетов экосистемного типа, где аналогово-цифровое пространство составляют
вертикальные и горизонтальные управляющие параметры. Университет экосистемного типа представляет собой,
во-первых, инновационную систему образования, где формируются личности, способные как управлять специализированными потоками знаний, так и опережать искусственный интеллект, а во-вторых, аналогово-цифровой
континуум: контуры прямых и обратных, формальных / неформальных связей в такой экосистеме образуют
новые возможности когнитивного развития для всех участников. Методологические основания и методические
подходы работы обусловлены необходимостью осмысления когнитивных трансформаций и возможностей, образуемых в университетах экосистемного типа. Статья представляет ценность для представителей академического
сообщества, руководства университетов и имеет концептуальный характер.
Ключевые слова: диалектическое разрешение противоречий, инновационные университеты, экосистемные
университеты, шифр в генерации смыслов, смысл и его составляющие, познание через «расколдовывание-раскрытие» мира, смысловые лакуны, вертикальные и горизонтальные связи в экосистемах