Рассмотрены пути управления обтеканием крыла потоком газа с помощью плазменных актуаторов различных конструкций. Обсуждаются принципы их работы и режимы полета самолета, где применение актуаторов может быть эффективным. Утверждается, что известные типы плазменных актуаторов могут быть эффективны лишь при малых скоростях полета для летательных аппаратов типа БПЛА. С целью продвижения по скоростям полета рассмотрен новый тип актуаторов - импульсные тепловые актуаторы. Расчетные исследования показали, что известный прототип импульсного теплового актуатора имеет существенный недостаток, заключающийся в перегреве рабочей зоны при большой частоте повторений импульсов. Предложены и исследованы несколько типов импульсных тепловых актуаторов. Один из них, названный проточным, предназначен для работы с большой частотой повторения импульсов при околозвуковых скоростях потока. Показана его потенциальная работоспособность с частотой работы порядка 1 кГц, что достаточно для управления большин-ством аэродинамических процессов при больших дозвуковых скоростях потока. Показано, что использование подобных актуаторов в режиме тангенциального выдува струи менее эффективно с энергетической точки зрения, чем в режиме отсоса пограничного слоя. Для реализации режима отсоса авторами предложен новый тип актуатора - импульсный тепловой актуатор эжекторного типа. С его помощью возможен одновременный отсос пограничного слоя с верхней поверхности крыла и выдув газа в области задней кромки. Для действующей модели актуатора скорость отсоса определена экспериментально с помощью термоанемометра.