71552

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Прогнозирование изменений потребительского поведения в условиях экономического кризиса

ISBN/ISSN: 

2073-039X

DOI: 

10.24891/ea.21.5.911

Наименование источника: 

  • Экономический анализ: теория и практика

Обозначение и номер тома: 

Т.21, вып. 5

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • Издательский дом "Финансы и кредит"

Год издания: 

2022

Страницы: 

911–926
Аннотация
Предмет. Текущая ситуация турбулентности в экономике актуализирует исследования в области прогнозирования изменений моделей потребительского поведения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Цели. Прогноз потребительского поведения для идентификации потенциальных точек роста малого и среднего бизнеса в сфере торговли и услуг. Методология. Методологической основной исследования выступает поведенческая экономика, которая в противовес классической и неоклассической экономике отрицает рациональность в потребительском поведении и рассматривает такие факторы потребительского поведения как эмоции, привычки, когнитивные ограничения, воспоминания о пережитых экономических кризисах. Экономические кризисы рассматриваются как важнейший фактор потребительского поведения. Информационную базу исследования составили аналитические отчеты Cerulli Associates, Profi Online Research, PricewaterhouseCoopers, Euromonitor International и исследовательской компании Ipsos, разработавшей и использующей в своем анализе методологию расчета глобального индекса потребительского доверия. Результаты. Проведен анализ основных трендов потребительского поведения в 2022 г. в России в условиях ужесточения санкций, глобального сбоя поставок, других кризисных явлений с позиции имеющихся знаний об устойчивых формах реакции российских потребителей на кризисные явления в экономике. Как основные тренды изменения потребительского поведения, определяющие возможности для бизнеса, выделены снижение лояльности к брендам, расширение онлайнторговли на категорию лиц старше 60 лет, снижение спроса на экопродукцию и рост финансовой грамотности, сопровождающийся ростом требовательности к справедливому соотношению цены и качества.

Библиографическая ссылка: 

Ратнер С.В., Шапошников А.М. Прогнозирование изменений потребительского поведения в условиях экономического кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т.21, вып. 5. С. 911–926.