Предмет. Текущая ситуация турбулентности в экономике актуализирует исследования в области прогнозирования изменений моделей потребительского поведения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цели. Прогноз потребительского поведения для идентификации потенциальных точек роста малого и среднего бизнеса в сфере торговли и услуг.
Методология. Методологической основной исследования выступает поведенческая экономика, которая в противовес классической и неоклассической экономике отрицает рациональность в потребительском поведении и рассматривает такие факторы потребительского поведения как эмоции, привычки, когнитивные ограничения, воспоминания
о пережитых экономических кризисах. Экономические кризисы рассматриваются как важнейший фактор потребительского поведения.
Информационную базу исследования составили аналитические отчеты Cerulli Associates, Profi Online Research, PricewaterhouseCoopers, Euromonitor International и исследовательской компании Ipsos, разработавшей и использующей в своем анализе методологию расчета глобального индекса потребительского доверия.
Результаты. Проведен анализ основных трендов потребительского поведения в 2022 г. в России в условиях ужесточения санкций, глобального сбоя поставок, других кризисных явлений с позиции имеющихся знаний об устойчивых формах реакции российских потребителей на кризисные явления в экономике. Как основные тренды изменения потребительского поведения, определяющие возможности для бизнеса, выделены снижение лояльности к брендам, расширение онлайнторговли на категорию лиц старше 60 лет, снижение спроса на экопродукцию и рост финансовой грамотности, сопровождающийся ростом требовательности к справедливому соотношению цены и качества.