В работе рассмотрена проблема влияния субъективных факторов на эффективность применения средств визуализации в задачах интерпретации и практического анализа неформализованных данных. Cубъективность является отправной точкой в когнитивном поиске, анализе новой информации и выдвижении новых гипотез. В методиках изучения неформализованных данных, в том числе с использованием современных интеллектуальных методов, появление этапа интерактивной коммуникации между исследователем и данными, позволяющем совмещать в одном информационном пространстве данные и их возможную субъективную интерпретацию, способно дать новые инструменты научного исследования и методики их применения На основании разрабатываемой семиотической модели визуализации, предложена система инициирующих факторов, оказывающих существенное влияние на результативность инструментов визуализации. Показано, что средства визуализации, их воспринимаемые характеристики и подсистемы управления, могут формировать необходимые эмоциональные факторы у пользователя для управления его деятельностью. Сформулирована гипотеза управляемости, объясняющая ограниченные возможности некоторых систем визуализации и позволяющая избежать ошибок при проектировании новых инструментов визуальной аналитики. Таким образом, дизайн инструментов визуализации рассматривается как комплексный параметр управления их назначением и эффективностью. Приведены примеры, иллюстрирующие справедливость выдвинутых предположений и их практическую значимость.