Моделирование боевых действий является актуальной научной и практической задачей, направлен-
ной на предоставление командирам и штабам количественных оснований для принятия решений. Авто-
рами предложена функция победы в боевых и военных действиях, основанная на функции конфликта
Г. Таллока и учитывающая масштаб боевых (военных) действий. На достаточном объеме данных воен-
ной статистики выполнена оценка параметра масштаба и найдены его значения для тактического, опера-
тивного и стратегического уровней. Исследованы теоретико-игровые модели «наступление – оборона»,
в которых стороны решают ближайшую и последующую задачи, имея построение войск в один или не-
сколько эшелонов. На первом этапе моделирования находится решение ближайшей задачи — прорыв
(удержание) пунктов обороны, на втором — решение последующей задачи — разгром противника в глу-
бине обороны (контратака и восстановление обороны). Для тактического уровня с использованием рав-
новесия Нэша найдены решения ближайшей задачи (распределение сил сторон по пунктам обороны)
в антагонистической игре по трем критериям: а) прорыв слабейшего пункта; б) прорыв хотя бы одного
пункта; в) средневзвешенная вероятность. Показано, что наступающей стороне целесообразно использо-
вать критерий «прорыв хотя бы одного пункта», при котором, при прочих равных условиях, обеспечива-
ется максимальная вероятность прорыва пунктов обороны. На втором этапе моделирования для частного
случая (стороны при прорыве и удержании пунктов обороны руководствуются критерием прорыва сла-
бейшего пункта) решена задача распределения сил и средств между тактическими задачами (эшелонами)
по двум критериям: а) максимизация вероятности прорыва пункта обороны и вероятности разгрома про-
тивника в глубине обороны; б) максимизация минимального значения из названных вероятностей (кри-
терий гарантированного результата). Важным аспектом боевых действий является информированность.
Рассмотрены несколько примеров рефлексивных игр (игр, характеризующихся сложной взаимной ин-
формированностью) и осуществления информационного управления. Показано, при каких условиях ин-
формационное управление увеличивает выигрыш игрока, и найдено оптимальное информационное
управление.