71356

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Теоретико-игровые и рефлексивные модели боевых действий

Электронная публикация: 

Да

ISBN/ISSN: 

2077-6853

DOI: 

10.20537/2076-7633-2022-14-1-179-203

Наименование источника: 

  • Компьютерные исследования и моделирование

Обозначение и номер тома: 

Т.14 №1

Город: 

  • Ижевск

Издательство: 

  • Institute of Computer Science

Год издания: 

2022

Страницы: 

http://crm.ics.org.ru/journal/article/3168/
Аннотация
Моделирование боевых действий является актуальной научной и практической задачей, направлен- ной на предоставление командирам и штабам количественных оснований для принятия решений. Авто- рами предложена функция победы в боевых и военных действиях, основанная на функции конфликта Г. Таллока и учитывающая масштаб боевых (военных) действий. На достаточном объеме данных воен- ной статистики выполнена оценка параметра масштаба и найдены его значения для тактического, опера- тивного и стратегического уровней. Исследованы теоретико-игровые модели «наступление – оборона», в которых стороны решают ближайшую и последующую задачи, имея построение войск в один или не- сколько эшелонов. На первом этапе моделирования находится решение ближайшей задачи — прорыв (удержание) пунктов обороны, на втором — решение последующей задачи — разгром противника в глу- бине обороны (контратака и восстановление обороны). Для тактического уровня с использованием рав- новесия Нэша найдены решения ближайшей задачи (распределение сил сторон по пунктам обороны) в антагонистической игре по трем критериям: а) прорыв слабейшего пункта; б) прорыв хотя бы одного пункта; в) средневзвешенная вероятность. Показано, что наступающей стороне целесообразно использо- вать критерий «прорыв хотя бы одного пункта», при котором, при прочих равных условиях, обеспечива- ется максимальная вероятность прорыва пунктов обороны. На втором этапе моделирования для частного случая (стороны при прорыве и удержании пунктов обороны руководствуются критерием прорыва сла- бейшего пункта) решена задача распределения сил и средств между тактическими задачами (эшелонами) по двум критериям: а) максимизация вероятности прорыва пункта обороны и вероятности разгрома про- тивника в глубине обороны; б) максимизация минимального значения из названных вероятностей (кри- терий гарантированного результата). Важным аспектом боевых действий является информированность. Рассмотрены несколько примеров рефлексивных игр (игр, характеризующихся сложной взаимной ин- формированностью) и осуществления информационного управления. Показано, при каких условиях ин- формационное управление увеличивает выигрыш игрока, и найдено оптимальное информационное управление.

Библиографическая ссылка: 

Корепанов В.О., Чхартишвили А.Г., Шумов В.В. Теоретико-игровые и рефлексивные модели боевых действий // Компьютерные исследования и моделирование. 2022. Т.14 №1. С. http://crm.ics.org.ru/journal/article/3168/.

Публикация имеет версию на другом языке или вышла в другом издании, например, в электронной (или онлайн) версии журнала: 

Да

Связь с публикацией: