68187

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Целеполагание технологического развития российского авиастроения в области противодействия изменениям климата

DOI: 

10.24891/ea.20.12.2233

Наименование источника: 

  • Экономический анализ: теория и практика

Обозначение и номер тома: 

т. 20, вып. 12

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ООО "Издательский дом "Финансы и кредит"

Год издания: 

2021

Страницы: 

2233-2247
Аннотация
Предмет. Основной экономической дилеммой, которую должна разрешить новая климатическая политика России является с одной стороны, сохранение конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса и других высокоуглеродных отраслей экономики, с другой стороны, улучшение позиционирования страны на международной арене как климатически ответственной страны (вносящей значимый вклад в предотвращение климатических изменений) для вывода российской продукции на новые международные рынки и сохранения доли на уже завоеванных. Одной обсуждаемых мер новой климатической политики стран Европейского союза является введение какого-либо вида пигувианского налога на выбросы парниковых газов. Углеродный налог приведет к увеличению издержек не только компаний топливно-энергетического комплекса (за исключением безуглеродной энергетики), но и транспортных компаний, в частности, авиакомпаний. Как следствие, такие меры несут риски снижения конкурентоспособности традиционных сегментов российской экономики, падения инвестиций, замедления темпов экономического роста и сокращения бюджетных доходов. В то же время плата за выбросы будет создавать стимулы для инвестиций в «чистое» производство (включая альтернативную энергетику) и устойчивое развитие. Таким образом создается экономическая «развилка», а выбор оптимального баланса между поддержкой конкурирующих путей технологического развития представляет собой сложную научно-практическую проблему. Цель. В настоящей работе ставится задача разработки методов установления целевого уровня эмиссии CO2 российскими самолетами на основе национальных интересов России (как экономических, так и экологических), а не внешних требований, диктуемых странами-конкурентами. Метод. Целевой уровень эмиссии определялся на основе классического подхода определения экономически оптимального уровня загрязнения точки пересечения кривых предельного ущерба от загрязнения и предельных затрат на устранение загрязнения. Оценка предельных затрат на снижение эмиссии CO2 проводилась на основе кривых обучения в сфере научных исследований и разработок, направленных на сокращение эмиссии. Результаты. Согласно проведенным расчетам на основе реалистичных оценках стоимости постоянных затрат на снижение эмиссии углекислого газа, максимизация полезности для государства происходит при целевом значении снижения эмиссии CO2 на 10%.

Библиографическая ссылка: 

Клочков В.В., Ратнер С.В., Варюхина Е.В. Целеполагание технологического развития российского авиастроения в области противодействия изменениям климата // Экономический анализ: теория и практика. 2021. т. 20, вып. 12. С. 2233-2247.