68004

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Системные эффекты и риски внедрения альтернативных видов топлива в авиации

Наименование источника: 

  • Энергия: экономика, техника, экология

Обозначение и номер тома: 

№ 5

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • Академиздатцентр «Наука» РАН

Год издания: 

2021

Страницы: 

49-55
Аннотация
Многократный и быстрый рост стоимости авиационного топлива в начале 21 века стал одной из наиболее значимых экономических проблем мировой гражданской авиации. Снижение удельного потребление авиационного топлива остается одной из наиболее важных сфер технологического развития гражданского авиастроения на протяжении последних десятилетий. Снижение топливных затрат приводит к повышению доступности авиаперевозок для населения. В гражданском авиастроении рассматриваются две основные группы перспективных технологий снижения топливных затрат: • технологии снижения удельного потребления авиационного топлива путем повышения эффективности силовой установки, аэродинамического качества и весового совершенства; • снижение цены используемого топлива путем поиска более дешевых или более доступных альтернативных видов топлива или источников топлива. В то же время по техническим и экономическим причинам возможности снижения потребления топлива современными самолетами и традиционными авиационными силовыми установками близки к исчерпанию. На сегодняшний день наблюдается ситуация, когда традиционные технологии в авиастроении, в основном, исчерпали потенциал улучшения. По мере исчерпания возможностей сокращения удельного расхода углеводородных топлив традиционными тепловыми двигателями (а также возможностей сокращения эмиссии продуктов сгорания) усиливается внимание ко второму направлению инновационного развития – поиску более доступных и, возможно, экологически чистых топлив. Конкретные пути дальнейшего инновационного развития все еще не определены, однако существуют технологии, которые в перспективе могут стать прорывными. Однако уже сейчас можно и необходимо прогнозировать потенциал и риски внедрения тех или иных видов альтернативных авиационных топлив. Необходимо оценить, способно ли их применение значимо повысить доступность авиационных перевозок, снизить экологический ущерб от авиации. Возможно, топливо, которое сейчас является практически дармовым, при повышении спроса на него существенно подорожает, или даже не сможет удовлетворить ресурсные потребности авиации. Возможно и то, что рост спроса на более дешевое топливо и на авиаперевозки приведет к росту суммарной эмиссии вредных веществ, даже несмотря на снижение удельной эмиссии (т.е. несмотря на то, что новое топливо было более «зеленым»). Соответствующие оценки и прогнозы должны быть системными и объективными.

Библиографическая ссылка: 

Варюхина Е.В., Клочков В.В. Системные эффекты и риски внедрения альтернативных видов топлива в авиации // Энергия: экономика, техника, экология. 2021. № 5. С. 49-55.