Безопасность полетов (и авиационной деятельности в целом) и охрана окружающей среды – безусловные приоритеты для гражданской авиации и авиастроения, как в России, так и в мире в целом. Эти аспекты являются предметом нормирования как на национальном, так и на международном уровне (в рамках ИКАО).
Именно экология и безопасность – важнейшие генеральные цели научно-технологического развития авиастроения. Для их достижения работают высококвалифицированные междисциплинарные коллективы ученых и инженеров, развивается сложная и дорогостоящая экспериментальная база (как для исследований и отработки технологий, так и для подтверждения соответствия новых образцов авиационной техники сертификационным требованиям), создаются высокопроизводительные вычислительные комплексы.
В то же время в последние годы, в силу исчерпания резервов совершенствования современных авиационных технологий, усиливается тенденциозность нормирования в области гражданской авиации – в т.ч. на международном уровне. Ужесточение стандартов и норм зачастую слабо обусловлено объективными соображениями защиты окружающей среды и интересов населения. Со стороны стран-лидеров в мировом гражданском авиастроении соответствующие стандарты и нормы становятся инструментом стимулирования спроса на продукцию (даже в условиях стагнации рынков) и конкурентной борьбы – как между собой (ведущими центрами авиастроения в ЕС и США), так и с потенциальными конкурентами (авиастроением КНР, РФ). Эти процессы политизируются, а их вероятный итог уже в ближайшие десятилетия – разграничение мира на технологические зоны, в которых можно будет летать лишь на авиационной технике соответствующего производства.
Эти процессы требуют научного осмысления и отражения в стратегии технологического развития российского авиастроения.