67987

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Международное регулирование в области защиты окружающей среды от воздействия авиации и новые вызовы экономической безопасности России

DOI: 

10.18334/ecsec.4.4.113245

Наименование источника: 

  • Экономическая безопасность

Обозначение и номер тома: 

Т. 4, № 4

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ООО "Первое экономическое издательство"

Год издания: 

2021

Страницы: 

1329-1346
Аннотация
Новые тенденции в международном экологическом регулировании можно проанализировать (выявляя принципиально новые вызовы и угрозы для российской экономики) на примере одной из самых передовых в этом отношении сфер – мировой гражданской авиации. Регулирование в области охраны окружающей среды от воздействия авиации, осуществляемое Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), играет важную роль в защите населения от авиационного шума и эмиссии вредных веществ. С другой стороны, оно всегда являлось драйвером технологического развития и инструментом конкурентной борьбы за рынок авиационной техники. В последнее время в этой области наблюдается сдвиг парадигмы от весьма жестких, но одинаковых для всех сертификационных требований, предъявляемых к продукции производителей авиационной техники, к мерам рыночного регулирования, затрагивающим авиационных перевозчиков, таким как Схема возмещения и сокращения эмиссии углерода для международной авиации (CORSIA). В рамках этой схемы начиная с 2027 г. предполагается выплата компенсаций за объёмы эмиссии углекислого газа (CO2), превышающие уровень базового 2019 года. Учитывая высокие темпы роста международных авиаперевозок в России, в среднем составляющие около 9% в год, объёмы эмиссии CO2 в авиационном секторе к 2040 г. могут вырасти более чем в четыре раза. При этом даже достижение крайне амбициозных целей технологического развития не позволит удержать объёмы эмиссии СО2 на уровне базового года. Другой возможностью сокращения эмиссии СО2 является использование альтернативных видов топлива, тем более что Россия обладает огромным производственным потенциалом в этой области. Однако топливо мало произвести, оно должно быть сертифицировано со стороны ИКАО, а многочисленность сертификационных критериев, большинство которых не имеет никакого отношения к решению проблемы изменения климата, облегчает манипулирование этим процессом со стороны формально независимой международной комиссии. Таким образом внедрение CORSIA станет новым вызовом для российской экономики: производители авиационной техники будут втянуты в гонку ускоренного технологического развития к которой они явно не готовы; авиакомпании, участвующие в международном сообщении, столкнутся с необходимостью значительных компенсационных выплат, что приведёт к увеличению цен на авиабилеты; нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании потеряют часть рынка вследствие замещения традиционного авиакеросина альтернативными видами топлива. Косвенные потери для российской экономики, связанные с ограничением туризма и снижением деловой активности ещё предстоит оценить. Можно констатировать, что международная повестка защиты окружающей среды и климата всё больше превращается в инструмент недобросовестной конкуренции и передела рынков: авиационной техники, авиаперевозок и авиационного топлива.

Библиографическая ссылка: 

Клочков В.В., Охапкин А.А. Международное регулирование в области защиты окружающей среды от воздействия авиации и новые вызовы экономической безопасности России // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4, № 4. С. 1329-1346.