Повышение эффективности управления научно-технологическим развитием авиастроения на данном этапе возможно за счет перехода к рассмотрению крупномасштабных систем с большим количеством «степеней свободы». Впервые предложен и развит методологический подход к прогнозированию и стратегическому планированию научно-технологического развития авиастроения, основанный на анализе и синтезе не отдельных образцов авиа-ционной техники или авиационных комплексов, а интегрированных систем. Эти системы направлены на решение целевых задач высокого уровня и вклю-чают в себя парки различных воздушных судов, а также инфраструктурные и управляющие подсистемы, включая неавиационные подсистемы целевого за-казчика. Методология исследования базируется на теории систем, методах системного анализа и синтеза, математическом моделировании. Предложен-ный подход позволяет выявлять потенциальные области применения пер-спективной авиационной техники в сфере транспорта и различных отраслях национальной экономики, а также оценивать потенциальные масштабы применения авиации. Результаты моделирования и оптимизации интегриро-ванных авиационных систем должны стать основой планирования приори-тетных научных исследований и разработок в авиастроении, в том числе при формировании государственных программ Российской Федерации, стратегий развития научных и промышленных организаций авиастроения.