Предмет. Негативные экономические последствия пандемии COVID-19
продолжают проявляться на многих мировых рынках, в том числе
рынках инновационной и высокотехнологичной продукции. Спад
энергопотребления во многих регионах мира во время серии полных или
частичных локдаунов, стагнация туристической отрасли и падение
объемов пассажирских перевозок привели к снижению цен практически
на все энергоносители, что в свою очередь снизило инвестиционную
привлекательность новых энергоэффективных технологий и продуктов.
Поэтому анализ факторов развития некоторых продуктовых рынков,
относительно благополучно переживших экономический кризис во время
затяжной пандемии, представляет существенный научно-практический
интерес.
Цели. Анализ развития мирового рынка электрических дорожных
транспортных средств в условиях пандемии и сопутствующего
экономического кризиса.
Методология. Применялись методы контент-анализа, описательной
статистики и сравнительного анализа. Информационной базой
исследования послужили аналитические обзоры и базы данных Мирового
энергетического агентства, официальные сайты автопроизводителей,
аналитические материалы международного Климатического альянса и
международной Коалиции углеродной нейтральности.
Результаты. Выявлены новые тенденции в развитии рынка
электрических транспортных средств, в частности, развитие городской
микромобильности как альтернативы личному и общественному
транспорту. Выявлены основные факторы роста мирового рынка
электромобилей и других электрических дорожных транспортных
средств. Полученные результаты могут быть использованы при
разработке государственных программ поддержки развития
инновационных транспортных технологий, а также программ по
улучшению качества городской среды.
Выводы. Мировой рынок электромобилей показал существенный
рост в 2020 г. Основными факторами роста послужили долгосрочные
климатические политики европейских стран, в рамках которых
происходит постепенное ужесточение требований и нормативов по
выбросам транспортных средств, государственные программы смягчений
последствий экономического кризиса, стимулирующие развитие
инновационных технологий, а также изменения в потребительском
поведении.