В книге излагается теория оптимизации управляемых процессов и рассматриваются вопросы ее применения в вариационных задачах динамики полета летательных аппаратов. В основу теории положена идея полного сведения задачи о минимуме функционала к задаче о максимуме некоторой функции переменных системы.
Дается обзор современного состояния теории оптимальных процессов и краткая характеристика новых методов Л. С. Понтрягина, Р. Веллмана и др. Приводится общая постановка оптимальных задач и достаточные условия абсолютного минимума. Рассматриваются методы решения вариационных задач, в том числе и вырожденных. Важным разделом книги является раздел, посвященный изложению нового специального метода исследования вырожденных и скользящих режимов — метода кратных максимумов, особенно эффективного при исследовании задач динамики полета. Предлагается метод приближенного синтеза оптимального управления с оценкой его точности. Рассматриваемые методы иллюстрируются на примерах решения таких задач динамики полета, как подъем ракеты в вакууме и в атмосфере, подъем и разгон крылатых аппаратов; снижение в атмосфере из условия минимума подводимого тепла в критической зоне и др. Специальное «Дополнение» к книге посвящено исследованию простейшего функционала и идеям, положенным в основу предлагаемого подхода. Кроме того, в нем дается решение задачи о максимальной дальности горизонтального полета. Книга предназначается для инженеров и научных работников институтов и конструкторских бюро авиационной промышленности. Она также может быть полезна для аспирантов и студентов вузов.