Появление форматов онлайн-обучения ведет к трансформации моделей поведения всех участников образовательного процесса, поэтому требуется разработка новых для образовательной среды подходов и инструментов маркетинга, способных обеспечить создание успешных онлайн-курсов, их интеграцию в образовательный процесс. Статья посвящена анализу возможностей и ограничений использования ключевой для современного маркетинга концепции удовлетворенности потребителей применительно к сфере онлайн-обучения. Удовлетворенность в маркетинге выступает основным индикатором эффективности и успешности деятельности организации, будучи предпосылкой расширения клиентской базы, формирования лояльности. Методологической основой исследования служат теории стратегического маркетинга и поведения потребителей. Эмпирическая часть работы включает качественный (выявление факторов, влияющих на удовлетворенность) и количественный (методика оценивания удовлетворенности слушателей, в том числе индексы удовлетворенности, построение карты восприятия) этапы. Использованы методы факторного и кластерного анализа. На базе индекса CSI был выявлен высокий (79 %) уровень общей удовлетворенности онлайн-курсами Национальной платформы открытого образования (НПОО). На основании карт восприятия, факторного и кластерного анализа выделены группы факторов, наиболее важные для удовлетворенности слушателей. Самым значимым фактором выступает дизайн курса, наименее важным – контроль результатов обучения, включающий ценность сертификата и процедуру прокторинга. Методика оценки удовлетворенности онлайн-курсами может быть использована для оценки уровня удовлетворенности слушателей, совершенствования онлайн-курсов на основе более глубокого понимания запросов участников онлайн-платформ.
Ключевые слова:
удовлетворенность потребителей; оценка удовлетворенности; рыночная ориентация; онлайн-обучение; образовательные услуги; многопользовательские онлайн-курсы (MOOC).