Коронавирусная инфекция, которая стремительно захватила инициативу в определении глобальных по масштабу тенденций, трансформировала жизнь современного общества. За прошедшие месяцы в острой фазе ограничительных мероприятий наблюдались как резкие всплески спроса (цифровая техника), так и негативные тенденции, связанные с банкротствами и переходом на режим частичной занятости и экономии зарплатных фондов. Все эти колебания спроса и предложения имели активное влияние на ценовые параметры различных сегментов потребительского рынка.
Цель работы состоит в анализе динамики цен на потребительском рынке регионов России и оценке возможных трендов в посткризисный период, с учётом региональных особенностей. Для этого авторы оценивают основные тенденций сложившиеся на рынке регионов России к началу кризиса; определяют динамику цен в период 2019-2020 гг. по отдельным сегментам рынка; обосновывают характер действия отдельных факторов, связанных с влиянием кризиса, на разные типы рынков; выявляют перспективные тенденции динамики цен.
В результате проведённого исследования для пяти групп регионов с различными характеристиками социально-экономического стояния и уровня развития рынка: были получены следующие выводы: 1) для подавляющего большинства регионов выявлено замедление роста цен на услуги; 2) для кластера Депрессия интенсивный рост цен на услуги вызван слабым развитием рынка, высокими издержками и концентрацией на сегменте необходимых услуг (низкая эластичность по цене и доходу); 3) при схожей динамике цен в непродовольсвенном сегменте кластеров Выше среднего и Ниже среднего обоснованы различные причины. В первом случае имеет место отложенный спрос из-за роста цен, во втором – скрытая инфляция, когда люди не имеют денег на товары. Эля ряда регионов намечена тенденция к появлению новых агентов на рынках, вследствие роста цен (Депрессия для непродовольственных товаров, Выше среднего и Ниже среднего для продовольственных).