Предмет. С принятием Правительством Российской Федерации в октябре
2020 г. плана развития водородной энергетики актуализируются
вопросы разработки эффективных мер поддержки внутреннего спроса
на водород и технологические решения по использованию водорода
в промышленности и на транспорте. Одним из перспективных
транспортных секторов для использования водорода является авиация.
Однако уровень готовности технологий перехода воздушного судна на
электротягу и топливные элементы как бортовые источники энергии пока
что слишком низок, чтобы с приемлемой точностью прогнозировать их
экономические параметры, особенно в условиях высокой волатильности
мировых цен на традиционные энергоресурсы и неопределенности
климатической политики крупнейших индустриально развитых стран
мира.
Цели. Сценарное прогнозирование технологического развития системы
«авиастроение и гражданская авиация» на основе ее эндогенных свойств; построение набора пороговых значений параметров внешних условий
развития изучаемой системы, разделяющих области предпочтительности
тех или иных альтернативных топливно-энергетических технологий.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования.
Результаты. Построены границы областей цен авиакеросина и метана
(технологическая развилка 1), границы областей авиакеросина и водорода
(технологическая развилка 2) и границы областей цен метана и водорода
(технологическая развилка 3), позволяющие определить условия, при
которых переход к той или иной топливно-энергетической технологии
будет экономически оправданным с учетом необходимых затрат на
изменение конструкции воздушного судна.
Выводы. На основе построенных карт технологических развилок
показано, что переход на водород в авиации произойдет только после
того, как цена метана пройдет минимум, определяемый будущим уровнем
совершенства технологий его добычи и производства, а затем превысит
цену водорода, в силу ограниченности легкодоступных ресурсов
природного газа. Однако данный вывод сделан в предположении об
отсутствии строгих мер дестимулирования углеводородной энергетики в
авиационном секторе, таких как налогообложение выбросов парниковых
газов, и в предположении об отсутствии эффекта масштаба производства.
Эти предположения являются ограничениями разработанного подхода,
которые будут устранены в дальнейших исследованиях.