60358

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Сценарное прогнозирование выбора типа энергоносителей в гражданской авиации

ISBN/ISSN: 

2073-039X

DOI: 

10.24891/ea.19.12.2276

Наименование источника: 

  • Экономический анализ: теория и практика

Обозначение и номер тома: 

Том 19, Вып. 12

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ООО "Издательский дом "Финансы и кредит"

Год издания: 

2020

Страницы: 

2276–2300
Аннотация
Предмет. С принятием Правительством Российской Федерации в октябре 2020 г. плана развития водородной энергетики актуализируются вопросы разработки эффективных мер поддержки внутреннего спроса на водород и технологические решения по использованию водорода в промышленности и на транспорте. Одним из перспективных транспортных секторов для использования водорода является авиация. Однако уровень готовности технологий перехода воздушного судна на электротягу и топливные элементы как бортовые источники энергии пока что слишком низок, чтобы с приемлемой точностью прогнозировать их экономические параметры, особенно в условиях высокой волатильности мировых цен на традиционные энергоресурсы и неопределенности климатической политики крупнейших индустриально развитых стран мира. Цели. Сценарное прогнозирование технологического развития системы «авиастроение и гражданская авиация» на основе ее эндогенных свойств; построение набора пороговых значений параметров внешних условий развития изучаемой системы, разделяющих области предпочтительности тех или иных альтернативных топливно-энергетических технологий. Методология. Использованы общенаучные методы исследования. Результаты. Построены границы областей цен авиакеросина и метана (технологическая развилка 1), границы областей авиакеросина и водорода (технологическая развилка 2) и границы областей цен метана и водорода (технологическая развилка 3), позволяющие определить условия, при которых переход к той или иной топливно-энергетической технологии будет экономически оправданным с учетом необходимых затрат на изменение конструкции воздушного судна. Выводы. На основе построенных карт технологических развилок показано, что переход на водород в авиации произойдет только после того, как цена метана пройдет минимум, определяемый будущим уровнем совершенства технологий его добычи и производства, а затем превысит цену водорода, в силу ограниченности легкодоступных ресурсов природного газа. Однако данный вывод сделан в предположении об отсутствии строгих мер дестимулирования углеводородной энергетики в авиационном секторе, таких как налогообложение выбросов парниковых газов, и в предположении об отсутствии эффекта масштаба производства. Эти предположения являются ограничениями разработанного подхода, которые будут устранены в дальнейших исследованиях.

Библиографическая ссылка: 

Клочков В.В., Ратнер С.В., Рождественская С.М. Сценарное прогнозирование выбора типа энергоносителей в гражданской авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Том 19, Вып. 12. С. 2276–2300.