Для безопасного аэронавигационного обслуживания предложены механизмы гибкого перераспределения функций с использованием технологий беспроводных сетей 5G между диспетчером-пилотом-автопилотом в штатных и нештатных условиях. Дана систематизация характеристик процессов взаимодействия и согласования командной работы операторов, автопилотов, пилотов в управлении воздушным движением в районе аэропорта. Предложено понятие о социо-кибер-физических системах как о новом классе систем, сохраняющих человека в контуре управления. Рассматриваются архитектурные схемы цифровизации социо-киберфизического мониторинга и контроллинга ED&RR безопасности воздушного пространства. Предлагается концепция цифрового двойника системы управления загрузкой воздушного пространства в формате обучаемой нейронной сети.
Предлагаемый подход ориентирован на оптимизацию управления воздушным движением с помощью введения в автоматизированную систему интеллектуального блока с функцией адаптации сигналов штатного контура управления загрузкой воздушного пространства к характеристикам движения ЛА. Подход является развитием средств оптимизации управления встроенными системами. Его новизна заключается в интеграции кибернетического начала, программных технологий и управления качественно новыми исполнительными механизмами, способными самообучаться и адаптироваться к воздействиям дестабилизирующих факторов, при использовании особенностей человеко-машинной системы. При создании информационных пространств знаний такие системы позволят минимизировать участие человека в принятии решений об обеспечении безопасности воздушного движения.