Цель: анализ организационных принципов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Материал и методы. Для анализа использованы материалы Департамента здравоохранения г.Москвы (приказы,
постановления и Соглашения) и статистические данные о деятельности медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (прил. 1 и 3 к Приказу МЗ РФ № 540н от 07.08.2015 и форма
67-ФОМС-МЗ утвержденная приказом МЗ РФ № 29н [9,10]. Данные информационно-аналитической системы
Минздрава России «Подсистема мониторинга реализации высокотехнологичной медицинской помощи».
Результаты. Анализ организационных принципов оказания высокотехнологичной медицинской помощи показал
что, неизвестный объем потребности в ВМП не позволяет проводить адекватное финансовое планирование и
распределять финансовую нагрузку между различными источниками финансирования. Текущее финансирование
ВМП производится исходя из финансовых возможностей. Среднесрочное и тем более долгосрочное планирование потребности в финансовых ресурсах не производится. Также не учитываются взаимосвязи между потребностью в ВМП и результатами оказания других видов медицинской помощи. Целесообразно планирование потребности осуществлять на федеральном уровне и обеспечивать финансирование из централизованного источника.
Маршрутизация пациентов, нуждающихся в ВМП, осуществляется органом управления здравоохранения, исходя
из уровня ресурсного обеспечения и возможности направления либо в городские медицинские организации, либо
в клиники федерального подчинения. Следует отметить, что модели оптимальных маршрутов, на основании ранее
оказанной ВМП не проводится. Учету подлежат только негативные последствия оказания ВМП. Анализ возможных
путей повышения эффективности с помощью оптимизации маршрутизации пациентов также не осуществляется.
Несмотря на увеличение количества пролеченных пациентов, нуждающихся в ВМП, до настоящего времени не оценена степень ее доступности среди населения. Нормативы объемов медицинской помощи, ежегодно утверждаемые
Программой государственных гарантий, не отражают реальную потребность в высокотехнологичной медицинской
помощи. Для повышения доступности необходимы дополнительные научные данные о возможности моделирования
планирования потребности высокотехнологичной медицинской помощи жителям города Москвы.
Заключение. Рассмотренные в настоящей работе вопросы требуют научно-организационного и системного подхода с целью выработки решений, направленных на достижение целей медико-социальной политики государства.
Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, потребность в медицинской помощи, организация
высокотехнологичной медицинской помощи.