Цель исследования. Обосновать мероприятия по снижению нарушений сна в популяции
профессиональных водителей на основании данных исследования распространенности
синдрома обструктивного апноэ сна, а также дневной сонливости.
Материал и методы. Исследование проводилось на протяжении 15 мес на базе ведомственной поликлиники. Для оценки наличия избыточной дневной сонливости использовались анкета по сну и опросник шкалы Эпворта. Классификация нарушений дыхания во сне
основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час.
Результаты. Синдром обструктивного апноэ сна диагностирован в 88,9% случаев. Все водители, отметившие субъективную дневную сонливость, также имели синдром обструктивного апноэ сна. В группе водителей с диагнозом синдром обструктивного апноэ сна
среднее значение индекса апноэ/гипопноэ составило 31,4 в час, что соответствует заболеванию тяжелой степени. Доля пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна средней
и тяжелой степеней составила 54,2%. Значение дневной сонливости по шкале Эпворта в
группе с синдромом обструктивного апноэ тяжелой степени тяжести составило 9,4 балла.
Заключение. Более половины водителей нуждаются в проведении терапии методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях в связи с высоким риском
совершения дорожно-транспортных происшествий по причине засыпания за рулем водителями ведомственного автохозяйства, что является основанием для пересмотра порядка
периодического обследования водителей грузового и пассажирского автотранспорта.
Ключевые слова: синдром обструктивного апноэ сна, дневная сонливость, профессиональные водители, освидетельствование водителей, СИПАП-терапия