Отечественные разработки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в значительной степени сфокусированы на объектах класса «Микро», «Мини», «Ближнего», «Малого» и «Среднего» радиусов действия. Характерной особенностью данных объектов является использование в первичной системе управления электромеханических рулевых сервоприводов (СП) с полосой пропускания не менее fср.=0,7 Гц. Подобные СП широко применяются в авиамодельном спорте, тем не менее, в области БЛА их использование ограничено требованиями к качеству регулирования, полезной мощности и надежности. АО «КБПА»азработало и изготовило опытный образец рулевого СП для БЛА среднего радиуса действия взлетным весом 400 кг. Для оценки соответствия техническим требованиям были проведены экспериментальные исследования образцов СП. На основании проектных характеристик компонентов и по результатам испытаний СП в среде Simulink разработана его математическая модель, которую предполагается использовать для моделирования динамики замкнутого контура «БЛА система управления – рулевой СП». Верификация модели проводилась на основании статических и динамических характеристик натурного образца. Детализация созданной модели в дальнейшем позволит внедрить алгоритмы ранней диагностики неисправностей СП, которые разрабатываются в настоящее время в ЦАГИ и ИПУ РАН. Энергетическая эффективность СП является основой для построения подоб
ных алгоритмов. Изменение энергоэффективности является недетерминированным параметром, существенно зависящим от режима функционирования привода и факторов внешнего воздействия и влияет в том числе и на тепловые потери СП. Поэтому представляется целесообразным проведение комплексного анализа в том числе и с использованием
алгоритмов интеллектуального анализа данных. Особым целевым свойством разрабатываемой системы диагностики является ее способность определять техническое состояние СП на недетерминированных режимах.