Проблема определения культурного наследия как физических, так и духовных памятников возникла примерно три сотни лет назад. Однако ценности и значения культуры обладают свойством динамического изменения и в пространстве, и во времени. На примере математической культуры в статье сделана попытка выявить кросс-культурные тенденции в развитии современной культуры, а также аксиологические инварианты в системе традиционных культур и их значимость во все больше унифицируемой культуре. На основании двух примеров показаны некоторые возможности ее развития, а также развитие традиционных математических культур. Отмечено, что несмотря на глобализацию как причину «размывания» этно-культурных границ, математическая культура сохраняет существенную связь с языковой культурой. Гипотеза Уорфа-Сепира, возможно, в недалеком будущем получит еще одно обоснование. Естественный язык остается воплощением и носителем этномышления, независимо от универсальности математической знаковой системы, являющейся кросс-культурной единицей. Представлены некоторые направления в истории развития математического образования: ментальная арифметика и квантовые вычисления, хотя в современной системе даже инженерного образования такие области, как квантовые вычисления и квантовая информатика занимают далеко не первое место