В статье рассматриваются предпосылки необходимости изменения лекционной формы обучения в ВУЗе. Это обусловлено тем, что во время устного изложения лектором материала студент стал редко использовать конспектирование. Вместо этого, посредством смартфона или планшета им производится фотографирование записей на информационной доске или слайдов презентации. Обсуждается возможность повышения эффективности преподавания программирования посредством развития способности «думать руками», как практики творчества. В этом направлении предлагается инициатива введения диктанта на лекции, обязывающая учащегося осуществлять записи. Предполагается, что введение регулярных лекционных диктантов позволит студентам эффективнее оттачивать навык алгоритмического письменного мышления, когда мысль, будучи изначально скованной малопонятными и непривычными символами, постепенно привыкает к ним. Диктант способен добавить дополнительной концентрации внимания на правильном обращении с произвольными данными. И главное, у студента повышается уровень ответственности за программной реализацией, а значит, закладывается фундамент для создания им надежных, отказоустойчивых программных систем.