В статье представлены результаты маркетингового исследования и анализа источников и моделей финансирования отечественных университетов. Авторами выделены группы источников поступления средств в российские вузы и проанализированы основные тенденции развития рынка услуг высшего образования, влияющие на трансформацию моделей финансирования университетов. К ним отнесены: сокращение объема бюджетных средств на реализацию основных образовательных программ, общее падение спроса на образовательные услуги, снижение финансирования научных исследований, изменение моделей ценообразования, внедрение в бюджетное финансирование элементов ресурсной концентрации и др. На основе полученных данных авторами проанализированы действующие модели финансирования, рассмотрены доли различных источников в структуре доходов российских университетов. На основании полученных данных в статье сделаны выводы о необходимости усиления доли доходов университетов от научных исследований и разработок.