На основе моделирования внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации за 2012-2016 гг. изложен и реализован подход к оценке влияния фактора «приграничье» на социально-экономическое развитие региона. Помимо показателей, характеризующих приграничное положение региона, в математические модели по экс-порту и импорту были включены факторы, отражающие уровень развития экономики, транспортной инфраструктуры и логистики. Определено, что наряду с традиционными факторами: ВРП, определяющего объём экспорта, и доходов населения, определяющих импорт, значимость имеют плотность путей сообщения и объёмы налоговых отчислений транспортной сферы, связанных с обеспеченностью подвижным составом. Проведён отбор сопоставимых по размеру экономики приграничных и внутренних регионов. Для отобранных регионов установлено, что фактор границы увеличивает региональный импорт, значимых эффектов для экспорта не обнаружено. В моделях, построенных для отдельных годов, в целом, подтверждаются пропорции, определённые для моделей по панельным данным. Тем не менее, более точно проявляются изменения тенденций в виде усиления отрицательного влияния параметров автомобильного сектора на экспорт. Для импорта появляется тенденция снижения из-за действия санкций.