Предмет. В России широко обсуждаются возможности и угрозы ратификации
Парижского соглашения по климату. Экономика страны продолжает оставаться одной
из самых углеродоемких. За последние годы в России были созданы и апробированы
государственные механизмы стимулирования развития низкоуглеродной экономики.
Однако основной целью созданной системы поддержки является не столько
декарбонизация экономики, сколько модернизация производственной базы и
внедрение инновационных технологий в топливно-энергетическом комплексе,
промышленности и жилищной сфере.
Цели. Анализ и оценка эффективности мер государственного стимулирования
энергосбережения и энергоэффективности в контексте политики по декарбонизации
экономики России.
Методология. Оценка эффективности производится по показателю стоимости
сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) как отношения бюджетных затрат к
объему выбросов (по полному жизненному циклу энергетической продукции),
которых удается избежать. Источником эмпирических данных для расчета объемов
сокращенных выбросов СО2 послужила международная база EcoInvent (версия 3.5).
Результаты. Стоимость сокращения выбросов за счет реализации программы
стимулирования возобновляемой энергетики составляет 228 руб. или 3,6 долл. США
за тонну СО2-эквивалета, стоимость сокращения за счет реализации программы
модернизации электроэнергетики составляет 717 руб. или 11,33 долл. США за тонну
СО2-эквивалета, что гораздо ниже среднемирового уровня и позволяет говорить о
высокой бюджетной эффективности проведенных мероприятий.