Предмет. В статье проанализированы современные тенденции развития нефтяного рынка и их предпосылки, определены и систематизированы перспективы развития нефтяного рынка до 2040 г. Установлено, что нарастает влияние политических факторов, определяющих его функционирование, и доказано, что только инновационное развитие, направленное на снижение себестоимости и повышение эффективности, может создать условия для развития нефтяных компаний. В этих сложных условиях российским нефтяным компаниям следует активизировать потенциал стратегического маркетинга и усилить свою инновационную активность. В этой связи российским нефтяным компаниям необходимо разработать маркетинговые стратегии коммерциализации инноваций. Цели. Определение тенденций и перспектив развития нефтяного рынка, который в ближайшие 30-40 лет будет продолжать развиваться, и поиск способов вывода нефтяных компаний на инновационный путь развития, который окажется более эффективным, если будет инновационным и предполагать маркетинговые стратегические императивы. Методология. Методологию представляют компаративный временной и межстрановой анализ, статистический метод, методы индукции и дедукции, методы прогнозирования. Результаты. Были cгруппированы тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснована значимость использования маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций для российских нефтяных компаний. Выводы. Современные тенденции нефтяного рынка свидетельствуют о его развитии и стабилизации роста производства и потребления нефти и газа в условиях более высокой инновационной активности и эффективности применения инноваций. Cохранение конкурентоспособности российских нефтяных компаний зависит не только от самих инноваций, но и от наличия разработанных стратегий коммерциализации инноваций.