Представлена информация, отражающая актуальное состояние клиниче-
ской лабораторной диагностики и лабораторной службы в регионах и России
в целом. Изучены различные варианты централизации региональных лабора-
торных служб, а также приведены удачные примеры централизации и возник-
шие проблемные вопросы.
Рассмотрены различные варианты оценки эффективности лабораторной
службы региона, предложенные как Всемирной организацией здравоохране-
ния, так и различными странами мира. Установлено, что ни одна их предло-
женных моделей оценки эффективности не может быть применена на терри-
тории России без адаптации под медицинские потребности, экономические
возможности и географические особенности страны.
Изучены стандарты как международного, так и российского уровня, опи-
сывающие систему менеджмента качества в лабораторной медицине. Стандар-
ты позволяют разработать и внедрить индикаторы качества, которые носят
индивидуальный характер для каждой лаборатории.
Затронуты вопросы кадрового обеспечения лабораторной службы. Уста-
новлено, что внедрение в практику Профессионального стандарта специалиста
клинической лабораторной диагностики позволит улучшить кадровую ситуа-
цию в стране и усилить профессиональную деятельность сотрудников лабора-
торной медицины в вопросах консультирования потребителей медицинских
лабораторных услуг.
Проанализированы медико-экономические вопросы и вопросы информати-
зации деятельности лабораторной службы. К проблемным зонам стоит отнести
формирование цены на лабораторную услугу, организацию аутсорсинга в ла-
бораторной медицине, тарификацию услуг, обоснованность назначения меди-
цинских анализов, а также минимизацию ошибок. Установлено, что информа-
тизация клинической лабораторной диагностики является приоритетным
направлением развития и своевременное ее выполнение позволит лаборатор-
ной медицине соответствовать передовым научным дисциплинам.
Ключевые слова: лабораторная служба, централизация, эффективность,
система менеджмента качества, информатизация.