Предмет. Исследование зарубежного опыта государственного стимулирования развития технологий электромобильного транспорта в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с продолжающейся в экспертном сообществе дискуссией о возможных путях вывода городских транспортных систем на требуемый уровень экологической безопасности. Большинство европейских стран использует не единичные меры поддержки развития электромобилей, а сразу целый комплекс, включая субсидирование покупки, льготы при регистрации нового электромобиля, льготы при владении, льготу при пользовании инфраструктурой и др. Все они в совокупности дают эффект, который в количественном выражении может быть оценен как рост доли электромобилей в общем объеме продаж новых автомобилей в стране или в общем количестве автомобилей, находящихся в активной эксплуатации. Однако оценить эффективность каждой из действующих мер государственной поддержки по отдельности достаточно сложно, так как многие из них являются взаимодополняющими и могут при совместном внедрении давать эффект, не достигаемый при использовании каждой из этих мер по отдельности.
Цели. Разработка методики оценки эффективности мер государственной поддержки с учетом их сочетаний и взаимодополняемости.
Методология. В качестве основного статистического метода исследования использован дисперсионный анализ. Информационной базой исследования послужили данные об уровне развития электромобильного транспорта и мерах государственной поддержки, действующих в странах Евросоюза.
Результаты. В результате проведенного исследования разработана специальная схема плана эксперимента для двухфакторного дисперсионного анализа, включающая проведение двух серий расчетов по различным методам отбора данных.
Выводы. Апробация предложенного метода показала, что к наиболее эффективным мерам поддержки электромобилей для России можно отнести поддержку компаний, которые закупают электромобили в свой парк, и финансовую поддержку первых покупателей-инноваторов, которая может сочетаться с другими льготами, снижающими стоимость эксплуатации электромобиля.