С целью анализа неопределенностей в проектировании бортовых систем летательных аппаратов предложен механизм использования экспертных оценок как составляющих мягких вычислений. Технология проектирования рассмотрена как сложная система, характеризуемая функциями взаимосвязей между ее элементами.
Поставлена задача формирования экспертной системы, определяющей поддержку функциональной надежности разработок, т. е. способность используемых ресурсов обеспечивать штатную работу летательного аппарата на заданном отрезке времени. Методологически в анализе рисков при создании бортовых систем предложено учитывать идентификацию угроз, контрмеры и компенсацию внешних воздействий. Системное рассмотрение результатов проектирования показало, что семантика интерфейсов во многом определяет стабильность взаимодействия между функциональными блоками бортовой системы и их связи с оператором, а прагматические аспекты влияют на динамику их совершенствования. Сформулированы принципы обеспечения гомеостаза функциональных характеристик бортовой системы. Предлагаемые решения могут сделать экспертную систему функциональным блоком в средствах промышленного интернета.
Ключевые слова:экспертная система,проектирование бортовых систем, летательные аппараты, экспертные оценки, мягкие вычисления,анализ неопределенностей, сложная система, функциональная надежность разработок,риски, идентификация угроз, контрмеры, компенсация внешних воздействий,результаты проектирования, семантика интерфейсов, функциональные блоки, связи с оператором, принципы обеспечения гомеостаза функциональных характеристик.