Объектом исследования данной работы являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Целью исследования является разработка положений государственного регулирования социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства. Теоретические результаты и их новизна: признаки социально ответственного поведения субъектов малого предпринимательства, методика оценки результативности, типология инструментов государственной поддержки и методика оценки уровня социальной ответственности этих субъектов, алгоритм совершенствования организационно-экономического механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур. Разработанная и представленная в монографии оценка уровня социальной ответственности субъектов предпринимательства применяется в процедуре оценивания заявок участников конкурса социальных достижений малых предприятий. Представленные разработки могут использоваться в практической деятельности органов власти и бизнес-сообщества при выработке социально-экономической политики.