В статье рассмотрены вопросы развития розничной торговли и общественного питания. Доказано, что торговля и общественное питание представляет собой сферу торгового обслуживания населения, для которой необходимо использование единых логистических принципов. В работе приводятся результаты исследований темпов роста розничной торговли на примере изменения индекса предпринимательской уверенности в этой сфере. В статье также проведен достаточно подробный анализ основных показателей развития розничной торговли и общественного питания в России в период с 2010 по 2014 гг. Уделено внимание и вопросам развития торговых сетей. В целом комплексный подход к вопросам развития сферы торгового обслуживания позволил авторам статьи предложить использование модели и алгоритма выбора вариантов размещения объектов торгового обслуживания, что в свою очередь позволяет осуществить выбор стратегии развития сферы торгового обслуживания. В работе приведены доказательства тому, что методика выбора стратегии зависит от уровня интеграции предприятий сферы обслуживания и ступенчатых принципов их территориально-пространственного размещения