В условиях рыночной экономики образование, особенно высшее, становится, прежде всего, сферой формирования человеческого капитала. Наличие у лица высокого уровня образования за востребованной на рынке труда специальностью обеспечивает ей рациональную занятость, что означают возможности работающего гражданина обеспечить себе достойный уровень жизни добросовестным трудом. Другими словами, имея пристойный заработок за высококвалифицированный добросовестный труд, человек сможет удовлетворить свои потребности и потребности своей семьи в таких важных социальных благах, как рациональное питание, хорошее жилье, оздоровление, получение и повышение уровня образования, самоусовершенствования, рождение, воспитание и обучение детей и много другого. То есть эффективность образования в рыночной экономике означает эффективность занятости для основной активной части населения, что практически создает возможности для обеспечения высокого качества жизни без помощи государства. Для государства эффективное образование означает не только высшие темпы экономического роста за счет более квалифицированного труда, роста налоговых поступлений в бюджет с больших доходов профессионалов, социальную стабилизацию, а и минимизацию государственных затрат на социальную помощь трудоспособным, но малообеспеченным, по причинам нерациональной занятости и безработицы граждан. Таким образом, для обеспечения социальной ориентации общества, для перехода к экономике знаний государственная образовательная политика является крайне важной и поэтому должна иметь комплексный характер и направляться на достижение поставленных перспективных целей в этой сфере: обеспечение доступности, высокого качества и прогрессивного опережающего развития сферы высшего образования для удовлетворения все растущих образовательных потребностей населения и подготовки высококвалифицированных работников.
Ключевые слова: образование, высшее образование, человеческий капитал, концепция чловеческого развития, рынок труда.